Опубликовано: 08 января 2019, 21:23
811

Молодечненский адвокат Григорий Волчёк: «Защищая человека, нужно быть предельно честным»

Адвокат из Молодечно Григорий Волчёк за свою карьеру поработал и следователем прокуратуры, и судьей. Но все же решил, что его призвание – защита людей.

Григорий Фёдорович окончил юридический факультет БГУ в 1988 году. После этого работал следователем в Солигорской межрайонной прокуратуре, потом был избран судьей Солигорского района и Солигорска. Был юристом в организациях и на предприятиях.

Но, вернувшись в 2001 году в Молодечно, через год сдал экзамен на адвоката и с тех пор защищает людей.

Григорий Волчёк

Изображение 1

«Перед работой в Солигорске съездил в командировку в Спитак, где было землетрясение»

– Григорий Фёдорович, биография интересная. Все дороги все равно привели в родной город, и Вы стали адвокатом…

– Я в Молодечненской прокуратуре начинал работать стажером в 1987 году, то есть когда еще учился на юрфаке. А потом, после окончания БГУ, в декабре 1988 года успел на три месяца съездить в составе следственно-оперативной группы в Спитак, когда там было землетрясение. Солигорск был уже потом, с марта 1989 года. Сначала следователь, потом – судья.

– Вернувшись в Молодечно, логично было продолжить работу в следственных или судебных органах. Почему выбрали адвокатскую деятельность?

– Да, я побывал во многих ипостасях. Тогда, в 2002-м считал, что имею большой опыт работы и принял решение: именно адвокатом смогу больше и лучше помочь людям.

– Откуда такой альтруизм?

– Это не альтруизм. Это – жизненные принципы. Меня родители так воспитали. Учили помогать слабым и обиженным. Скажу по секрету: даже работая следователем и судьей, я следовал этому принципу. Старался не наказывать человека строго. Если только, конечно, он не отъявленный негодяй и заслуживает помощи.

– Какой фронт работы у молодечненского адвоката? Я знаю, что Вы и в Вилейку ездите.

– Адвокат, имея лицензию, может работать по всей Беларуси и даже в России. По работе я объездил почти все районные центры Минской области, хотя, в основном, конечно, тружусь в Молодечно. За пределами столичного региона работал в Витебской, Гродненской, Могилевской и Брестской областях. Вот на Гомельщину и за пределы страны адвокатская судьба пока не забрасывала. Но я ведь еще не собираюсь заканчивать карьеру… А вообще, адвокат должен работать так, чтобы клиент, уходя от него, остался настолько доволен, что привел бы 10 новых клиентов.

– А как с режимом рабочего времени?

– Он не нормированный. Часто бывает, что начинаю работать в 8.00 и заканчиваю в 20.00. А иногда до 23.00, до полуночи делаю «домашнюю работу». Люди видят только то, чем адвокат занимается в суде. А ведь 85% нашего успеха – это подготовка к суду.

«Честность – универсальное человеческое качество для всех»

– Назовете главное человеческое качество, которым должен обладать адвокат?

– Честность. С самим собой, с клиентом, в суде. Даже если ты что-то не можешь сделать, скажи об этом клиенту честно. Люди поймут. И еще порядочность.

– Это главное качество как-то отличается от тех, которыми должны обладать следователи и судьи?

– Нет. Честность – качество универсальное. То же касается и порядочности. Отец меня учил: где бы ты ни был, что бы ни делал, всегда оставайся человеком.

– Имеет ли право адвокат отказаться от защиты клиента? Ну, там, человек не нравится, или дело бесперспективное?

– Отказаться мы права не имеем. Другое дело, что мы можем сказать клиенту: в вашей ситуации пойти в суд – значит рисковать сделать ситуацию еще более сложной, чем она есть сейчас. Но если клиент настаивает, адвокат все равно будет рядом с ним. В моей практике были такие случаи. Они единичные, но есть.

«Дела из разряда «украл – выпил – в тюрьму» не интересуют»

– Вы специализируетесь на каком-то определенном направлении деятельности – уголовное, гражданское?

– Я всеядный. Но больше нравятся уголовные дела. Хотя, интересных сейчас стало мало. «Украл – выпил – в тюрьму» мне давно неинтересно. Люблю работать с коррупционными преступлениями, дорожно-транспортными происшествиями. Из гражданских нравятся трудовые, жилищные споры, наследственные дела, защита прав потребителей.

– Что самое сложное в работе адвоката?

– Найти для клиента правильный выход, если ситуация запутанная. Для этого нужно тщательно подобрать нормативную базу, изучить судебную практику. Внимательно ознакомиться с материалами, которые предоставил клиент, и подробно с ним поговорить.

– Адвокат Волчёк может назвать процент выигранных им дел и процент – проигранных? Какое дело вообще считается выигранным?

– Здесь все достаточно условно. Если считать выигранным дело, после которого клиент остался доволен, то можно говорить о каком-то проценте успеха или о 100-процентной победе. С этим у меня все в порядке. А проигранные дела есть у любого адвоката. Но они же иногда проигрываются по причинам, которые от защитника не зависят. Например, клиент не все рассказал перед процессом, и там уже внезапно вылезло такое, о чем ты и догадаться не мог. Или длится гражданское дело месяц, два, и на его протяжении вдруг меняется законодательство.

– Значит, верна истина, которая гласит: адвокату и врачу нужно говорить только правду?

– Абсолютно верна и неоспорима. Если клиент сказал неправду или что-то утаил от адвоката, то это поведет всю защиту по неверному пути. Даже если человек виновен, но его вина в следственных органах не очевидна, то там он может говорить все, что угодно. Но адвокату должен признаться обязательно. И уже адвокат будет думать: что с этим делать и как выстраивать линию защиты. Потому что он – профессионал, который не имеет права выступать против интересов клиента.

– Бывают люди, которые считают: зачем мне адвокат? Сам разберусь. Деньги еще на него тратить. Имеет право на жизнь такая позиция? И что Вы порекомендуете таким людям?

– Рекомендую все-таки пойти к адвокату. Хотя бы на консультацию. Адвокат – специалист. А простой обыватель не знает правовых нюансов. Да, решать, конечно, человек имеет право сам, с учетом своих знаний и достатка. Но на консультацию деньги может найти любой. Уверяю, она не повредит. А потом, возможно, человек убедится, что нужно взять с собой адвоката еще и на допрос, например.

«Адвокат с прокурором кофе не пьют»

– Какие взаимоотношения у адвокатов с прокурорами, следователями, судьями?

– В плане работы исключительно процессуальные. Каждый выполняет свои функции.

– А как же кофе вместе попить?

– А вот кофе попить запрещено. Но мне-то все равно. Это запрещают своим сотрудникам структуры прокуратуры, следствия и суда. И эти сотрудники от адвокатов стараются держаться подальше. Скажу так: вне работы нормальные, человеческие отношения – да. Близкие, дружеские – нет.

– Нужно ли адвокату нравиться судьям, прокурорам, клиентам?

– Не нужно. Я в этом даже смысла не вижу. Все должны просто делать свою работу. Я не люблю, когда меня ругают. Но и когда хвалят, тоже не люблю.

– Из чего складывается имидж адвоката?

– Из результатов его работы и отношений с людьми.

– Смотрите сериалы про адвокатов? Там правды много?

– Сериалы не смотрю. Но телевизор дома есть, и иногда что-то увидишь. Это же художественное кино, и, как любое другое, имеет право на художественный вымысел. А правды там… процентов 50-60. Ну, может, 70.

«Выкроить пару деньков и – на лыжи»

– Сериалы не смотрите. Но нельзя же все время готовиться к процессам и пропадать в суде…

– Да вот думаю выкроить пару деньков, чтобы сходить на лыжах. А летом – в пеший туризм. И за грибами.

– Семья?

– Жену зовут Марина. Она у меня доктор. А дочка Настя и зять Женя – адвокаты в Минске. Что тут поделаешь? Зато у меня есть еще любимый внук Максим. 28 января ему исполнится год. Все вместе иногда собираемся. Новый год, например, встречали.

– Григорий Фёдорович, что бы Вы сами хотели сказать в этом интервью, о чем я у Вас не спросил?

– Ну, давайте, скажу о нас с вами. Я абсолютно уверен, что адвокаты и журналисты должны встречаться как можно чаще и обмениваться информацией. Потому что итог нашего общения, опубликованные статьи – это ведь дополнительная правовая помощь людям. Да и вы, журналисты, почерпнете для себя что-нибудь полезное.

Сергей ЗЕНЬКО
Фото автора



Читайте также

Прятал наркотик в баночке из-под настойки валерианы. Суд вынес приговор
Прокуратура Минского района поддержала в суде государственное обвинение в отношении жителя столицы, которому инкриминирован незаконный оборот наркотических веществ.
«Театру жить и процветать!» В МОДТ торжественно открыли театральную экспозицию
28 марта в Минском областном драматическом театре прошла церемония торжественного открытия театральной экспозиции.
Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.