О соцреализме и реке Блядке. В Минске прошла выставка с советской картиной, изображающей костел на Докшитчине
В Национальном художественном музее только что завершилась выставка живописи Натана Воронова. Картина 1975 года, на которой изображен костел в д. Парафьяново Докшицкого района, носит название "Дорога в совхоз "Ситцы".
Татьяна Лавринович из Гольшан прислала фотографию картины Натана Воронова, на котором изображен пейзаж Парафьяново от выезда из деревни Заборцы, пишут westki.info.
Эта картина была написана в 1975 году, когда советская власть уже отобрала храм у верующих. В костеле сделали склад винзавода совхоза "Ситцы". На картине слева видны здания, дымоход и водонапорная башни этой пивоварни. Здесь делали плодово-ягодное вино-чернило, о котором ходила поговорка: "Ситцевской коньячок – яблочко и червячок".
В аннотации к выставке Натана Воронова, которая проходила в Национальном художественном музее с 20 октября по 21 ноября, написано, что художник "был верен идеалам своего времени и придерживался основных догм соцреализма".
В данной картине соцреализм отразился прежде всего в названии. Сегодня кажется странным, что деревенский пейзаж с костелом художник назвал "Дорога в совхоз "Ситцы ". Название соответствовало канонам соцреализма, но противоречило географии. Ведь Ситцы, центр совхоза – за спиной художника. А за Парафьяново совхоз заканчивается. Так что это – можно сказать шутку – дорога из совхоза.
Главное же в этом произведении не название. Художник тщательно передал летний день в этой местности, взгляд из деревни Заборцы на Парафьяново. Лет 20 назад все выглядело так же, как на картине. Тот самый храм, та самая пивоварня, то самое болотце и деревья у дороги. Только дорога была заасфальтирована. А на мосту через Блядку были бетонные барьеры. И костел был уже костелом.
Название речки Блядка, кстати, не имеет отношения к подобному по звучанию славянскому слову. Это гидроним, оставшийся от балтских племен, достаточно распространенный в этом регионе. Озера с названием Бляда есть возле Дуниловичей и Мяделя.
Советские картографы изменили название речки, которая на одной из карт была написана курсивом и с ошибкой – и так, совершенно случайно, ее стали подписывать не Блядка, а Галядза. Обошлось даже без постановления о переименовании "неблагозвучного" названия.
Справка. Воронов Натан Моисеевич (19.05.1916, Могилев – 3.03.1978, Минск) учился в Витебском художественном техникуме (1931-35) у Ивана Ахремчика, Федора Фогта, Институте живописи, cкульптуры и архитектуры, во Всероссийской академии художеств – Институте живописи, cкульптуры и архитектуры имени Ильи Репина (Ленинград, 1936-41, 1946-48) у Александра Осьмеркина, Семена Абугова.
Преподавал рисование и черчение в СШ Могилева (1934), на кафедре рисунка и живописи БГТХИ (1966-78). Доцент (1970). Член секции живописи ССМ БССР с 1949, исполнял обязанности председателя СМ БССР (1963-65). Участник выставок с 1933. Заслуженный деятель искусств БССР (1966).