Опубликовано:
1187

Седьмая гимназия Молодечно раньше была школой №10 Белостокской железной дороги. Знаете, где она находилась?

Kraj.by поговорил с одним из первых выпускников школы послевоенных лет.

Как сообщает сайт гимназии №7 Молодечно, учебное учреждение начало свое историю в 1944 году, когда была создана средняя школа № 10 Белостокской железной дороги. В 1946 происходит упразднение Белостокского направления железной дороги, и учреждение меняет свое название. С 1946 года это средняя школа №45 Минского отделения Западной железной дороги.

1946 год, 4 «Б» класс. Фото из архива Минского областного краеведчского музея

Изображение 13

Апрель 1948 года, 5 «Б» класс. Фото из архива Минского областного краеведчского музея

Изображение 12

79-летний молодечненец Марат Петренко пошел в первый класс этой школы в 1947 году. Он проучился в ней 10 лет и закончил в 1957 году. Выпускник рассказал kraj.by, что она размещалась в двух деревянных зданиях по улице Виленской. Сейчас на этом месте находится магазин автозапчастей возле путепровода. Подчинялась и финансировалась школа управлением железной дороги. Она была русскоязычной. Директором был назначен Каберник Николай Моисеевич. Он возглавля коллектив с 1945 по 1970 годы. Завучем был Орлов Виктор Казимирович. Школу в основном посещали дети железнодорожников. Чтобы повысить уровень образования, в начальные школы принимали детей до 15-летнего возраста, а в первый и второй классы брали детей и 11-летнего возраста.

Фотографии 1940-х – начала 1950-х годов из архива гимназии №7

Изображение 1

Изображение 2

Изображение 3

Изображение 4

Марат Петренко вспоминает, что в 1947 году было сформировано два первых класса, в каждом примерно по сорок человек. Занятия в школе проходили в две смены. С учебниками и школьными принадлежностями проблем не было, всего хватало. Проблема была с одеждой, порой в школу не было чего надеть или обуть. Ему как первокласснику в наследство перешли дедовы сапоги, в такой обуви и проходил целый год. Разница в возрасте учеников была несущественной, в 2-3 года. «Учиться было интересно», – говорит молодечненец. 

Первоклассник Марат Петренко с родителями, дедушкой и бабушкой. Фото из его личного архива

Изображение 5

1947 год, первый класс средней школы №45 Минского отделения Западной железной дороги. Фото из архива Марата Петренко

Изображение 6

В школе была организованна стрелковая секция, руководил которой Стойчев Валентин Ильич. Для тренировок по стрельбе использовали мелкокалиберные винтовки. Тренировались возле железной дороги, где было оборудовано специальное место для стрельбы. На одном из соревнований Марат занял первое место, лучшие стрелки были приглашены для дальнейших состязаний на Украину. Уроки физкультуры проводили на улице. Возле школы было неогороженное поле, где и организовывали занятия. 

Во дворе школы, по словам выпускника, был небольшой пруд, где зимой на переменках дети катались на льду, играли в снежки. Рядом протекала небольшая речушка, которая весной, после снежной зимы разливалась и частично затапливала школьный двор. Для работников железной дороги, которые обслуживали магистраль, в здании была организована вечерняя школа.

1957 год, десятый класс. Марат Петренко – первый слева в нижнем ряду. Фото из его личного архива

Изображение 7

Выпускной Марата Петренко. Фото из его личного архива

Изображение 8

«Классы были просторными, несмотря на печное отопление в школе было тепло. Углем школу снабжала железная дорога, – рассказывает Марат Петренко. – Для учащихся и учителей работал школьный буфет, в котором продавались очень вкусные булочки. Конечно, для всех послевоенные годы были очень тяжелыми, но в памяти о школе сохранились только светлые воспоминания, та забота, понимание учителей, их душевное тепло, которым они нас окружали».

В 1954 году происходит реорганизация железной дороги, и школа меняет свое название на средняя школа №22 Минского отделения Белорусской железной дороги. В этом же году состоялся первый выпуск школы. Ученики после сдачи экзаменов на зрелость получили школьные аттестаты. В эти годы ведутся активные работы по восстановлению города. Проводят работы по ремонту и строительству заводов, увеличивается пропускная способность железной дороги, идет процесс урбанизации. Численность населения увеличивается.

Администрацией области было принято решение о строительстве нового здания для школы. В 1961 году средняя школа №22 Минского отделения Белорусской железной дороги, переходит в подчинение Министерства образования и получает статус средней школы №7 отдела образования Молодечнеского горисполкома. Она переезжает из деревянных бараков в новое, красивое и просторное здание. Так началась уже новая страница в истории этой школы.

Строительство СШ №7. Фото из архива Евгения Стельмаха

Изображение 9

Изображение 10

СШ №7 в 60-е годы. Фото из архива гимназии №7

Изображение 11

Олег ПАЦЕВИЧ

Если вы заметили ошибку в статье и хотите сообщить нам об этом, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
смотреть другие новости рубрики »