Опубликовано: 30 сентября 2015, 11:49
135

Превратилась из обычной школьницы в солдата. Вилейчанка уехала в Израиль, чтобы служить в армии (ФОТО)

17-летняя вилейчанка Лида Слепцова уехала в Израиль сразу после окончания школы. В интервью Край.бай она рассказала о службе в израильской армии, отношении к солдатам в обществе и об изучении иврита.

В сентябре 2012 года Лида окончила гимназию №2 в Вилейке и улетела на девять месяцев в Израиль по программе изучения иврита для молодежи. После девятимесячного курса изучения иврита, английского и математики девушка, как и все выпускники программы, должна была пойти в армию. Но планы нарушили каникулы в Вилейке.

Изображение 1

 – Летом 2013 я вернулась на каникулы в Вилейку, осталась здесь и не смогла улететь. На тот момент мне было очень тяжело расстаться с мамой. Так я начала жить в Минске и учиться на курсах при БГУ. И уже через год, успешно сдав централизованное тестирование, поступила на заочное отделение БГУ на факультет «Логистика» по специальности «Бизнес и менеджмент технологий». Но, – делится Лида, – за это время я поняла, что тоскую по Израилю и, возможно, упускаю в жизни какой-то шанс. Мне было немного не по себе от того, что я выбрала легкий путь, хотя могла попробовать жить самостоятельно в другой стране. Такое странное было чувство. Не тоска, а ощущение незавершенности начатого и страх потом пожалеть об этом.

Старший брат девушки улетел в Израиль, когда Лида училась в 5-м классе, и прошел, по ее словам, точно такую же дорогу, но без «разрыва» на обучение. И был в своем решении непоколебим, считает она.

Брат Лиды Михаил

Изображение 2

Изображение 3

Связь с Израилем вилейчанка решила не разрывать, поэтому и выбрала заочное отделение, чтобы летать в Израиль и подрабатывать. Деньги, заработанные в этой стране, очень большие для Беларуси, отмечает девушка.

– Осенью 2014-го, побывав на вступительной сессии, я сразу улетела. На тот момент мне уже было 19 лет. И на страну я посмотрела другими глазами. Самостоятельность уже не казалась мне такой ужасной и тяжелой штукой, поэтому к моменту возвращения на зимнюю сессию я окончательно поняла, что жить на две страны – это фактически не жить совсем. В общем, я забрала документы из университета и весной 2015 года улетела в Израиль. Пришла в военкомат, взяла очередной призыв на лето. Доработала до июня, вернулась на месяц в Беларусь, а теперь – служу в армии Израиля и очень горжусь этим.

«Изучать иврит можно вечно»

Со слов Лиды, иврит, хоть и выглядит, как китайские иероглифы и читается справа налево, не очень сложный язык. Вилейчанке его изучать помогает предрасположенность к языкам, передавшаяся от отца.

– Дался иврит мне легко, – отмечает девушка. – Но это тот случай, когда язык можно учить, если не всю жизнь, то половину точно. Даже люди, прожившие тут не менее 10 лет, разбираются не во всем. Поэтому, – делает вывод она, – изучать иврит можно вечно.

Кирьят Ям – город у моря

Сейчас 20-летняя вилейчанка живет с братом в городе Кирьят Ям. Так первое время молодой девушке проще адаптироваться в чужой стране. В будущем она планирует переехать в центр страны, чтобы снимать квартиру вместе с подругой.

– Я живу через дорогу от моря. Город, в общем-то, обычный и довольно скучный. Наверное, подходит больше для пенсионеров. Тут напрочь отсутствуют места для развлечений и большие магазины. Но здесь есть море и это главная его прелесть, – спешит добавить собеседница. – Да, море и пляж здесь отменные. Кстати, город называется Кирьят Ям. «Ям» в переводе с иврита значит море, а «кирьят» переводится как пригород. Центр, куда я собираюсь, ближе к Тель-Авиву. Там сейчас живут все мои подруги, есть море и больше перспектив в плане работы.

Изображение 14

Жить в Израиле, по меркам белорусов, дорого

По словам Лиды, жить в Израиле, по меркам белорусов, очень дорого. Но если исходить из израильских зарплат, то нормально.

– Туристы, – рассказывает девушка, – обычно в шоке. Особенно белорусские. За пару дней деньги будто ветром сдувает. Именно поэтому в самом начале я считала перспективной возможность работать здесь, а жить в Беларуси. Ведь деньги, которые можно заработать в Израиле, у нас в стране кажутся большими, а здесь – среднестатистическими.

Солдат-одиночка

По словам Лиды, служба в армии Израиля длится 2 года у девушек и 3 года у парней. Но, отмечает она, буквально пару месяцев назад изменилось законодательство, согласно которому теперь срок службы у девушек увеличился до 2,4 лет, а у парней – стал 2,8 лет.

Пока вилейчанка еще не распределилась и служит в общих войсках. В течение трех месяцев Лида проходит курс молодого бойца, в ходе которого параллельно с военной подготовкой девушек обучают языку. Три месяца – это срок для тех, для кого иврит не родной язык. Оценка на последнем экзамене по ивриту в конце курса и повлияет на список должностей, которые предложат Лиде.

Изображение 12

Смысл этого курса, говорит девушка, ознакомить солдат с оружием, со всеми буднями настоящей армии, ее внутренним распорядком, расписанием. Впоследствии для тех солдат, которые не пойдут в боевые войска, это станет работой.

– 4 ноября я закончу этот курс с ивритом и получу свою должность. Уже сейчас я примерно знаю, чем буду заниматься. Скорее всего, стану помощником стоматолога в армии. Да, – улыбается девушка, – такая профессия здесь тоже есть. Ее плюс в том, что будет обучение и навыки. А после окончания армии я смогу подрабатывать в этой области параллельно с учебой и получать хорошие деньги. Тут врачи хорошо зарабатывают. В этой стране я считаюсь солдатом-одиночкой, так как живу без родителей. Поэтому я получаю в месяц в два раза больше, чем обычные солдаты – около 500-600 долларов в месяц. В боевых войсках солдаты получают еще на пару сотен долларов больше. Кроме того, у меня много привилегий, одна из которых – выбор войск.

Изображение 5

Изображение 6

Изображение 7

Несмотря на службу пока лишь в общих войсках, девушка уже воспринимает себя как солдата. Очень воодушевляет вилейчанку отношение в израильском обществе к служащим в армии.

– Да, я воспринимаю себя как солдата и горжусь этим, особенно, когда люди в транспорте с улыбкой смотрят на меня. Коренные израильтяне очень любят солдат, это гордость страны. Чтобы здесь служить, не обязательно быть израильтянкой. Тут служат люди многих национальностей, которые только можно себе вообразить, но они все – граждане этой страны.

«Трехкилограммовые винтовки во время дежурств даже в душе держим поблизости»

Пока в буднях молодых девушек-солдат много ограничений. Запрет на украшения, косметику, на пользование мобильными телефонами.

– Встаем мы около 5 утра и ложимся около 9 вечера. Конечно, нам пока многое не разрешают. Например, нельзя пользоваться телефонами, декоративной косметикой, нельзя носить серьги, которые выходят за пределы ушей, только гвоздики. Но это касается всей армии, не только курса молодого бойца. Из украшений – максимум два кольца, один браслет и одна подвеска на шею.

Изображение 13

Изображение 10

На этом этапе приемы рукопашного боя девушкам не показывают, а учат защищаться, используя оружие.

– С оружием мы ходили все первые три недели. Нас водили на стрельбище, учили стрелять, разбирать винтовку. Я, кстати, попала в 100% мишеней и целей. Затем был перерыв. А вот последние две недели мы снова неразлучны с оружием, потому что оставались на базе, и моя группа охраняла территорию. А во время дежурств мы всегда должны были быть при винтовке.

Изображение 8

Изображение 9

Каждые выходные, рассказывает Лида, базу охраняют разные группы. На каждом посту обязательно есть солдат. Во время таких дежурств девушки-солдаты, среди которых есть россиянки, украинки, белоруски, казашки и израильтянки, ходят с трехкилограммовыми винтовками М16. Весь день они не выпускают оружие из рук, а ночью хранят его под подушкой. Если кто-то выходит из душа или комнаты без винтовки хоть на 2 секунды, то получает наказание и на выходные может не попасть домой.

– У наших «командирок» тоже М16, – рассказывает вилейчанка, – но короткие. Они легче и удобнее. Как правило, на таких курсах командиры обычно тоже девушки. В армии, когда я буду на должности, оружия больше не получу, так как не собираюсь в боевые войска. Девушки, которые идут в боевые, могут его получать и забирать домой на выходные. Некоторые и в обычных войсках проходят курс и могут носить автомат на гражданку. Но это любители, – отмечает Лида, – мне это не нужно.

Изображение 11

Пока свободного времени у Лиды совсем немного. Но после окончания курса в ноябре, его у девушки будет намного больше. Тогда вилейчанка, как почти все ее подруги, планирует совмещать армию и работу.

– Кстати, после окончания службы, спустя 2 или 3 года, точно пока не знаю, армия выплачивает каждому солдату в качестве подарка немаленькую сумму.

Пока Лида далеко в будущее не заглядывает. Главная цель – получить образование и опыт. А дальше, как судьба сложится.

Катерина СУШКО
Фото из личного архива Лиды СЛЕПЦОВОЙ



Читайте также

Прятал наркотик в баночке из-под настойки валерианы. Суд вынес приговор
Прокуратура Минского района поддержала в суде государственное обвинение в отношении жителя столицы, которому инкриминирован незаконный оборот наркотических веществ.
Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.
«Театру жить и процветать!» В МОДТ торжественно открыли театральную экспозицию
29 марта в Минском областном драматическом театре прошла церемония торжественного открытия театральной экспозиции.