Опубликовано:
883

«Все еще только начинается!» Как вилейский парень стал главным дирижером мюнхенского оркестра

2 февраля в концертном зале Мюнхена «Herkulessaal» белорусский дирижер Виталий Алексеенок исполнил произведение белорусского композитора Ольги Подгайской.

Этот концерт стал поводом поговорить о судьбе 28-летнего музыканта из Вилейки, который, получив образование в лучших музыкальных школах мира, делает успешную музыкальную карьеру в Германии и сейчас является главным дирижером оркестра Мюнхенского университета, сообщает Радио Свобода.

Случайность или обреченность

– Виталий, насколько извилистым был ваш музыкальный путь? Какие ступени пришлось пройти, чтобы получить работу в Мюнхене и стать главным дирижером Мюнхенского молодежного оркестра?

– Мой музыкальный путь действительно был не очень прямым. Я родился в Вилейке, где классическая академическая музыка не является чем-то самим собой разумеющимся. Я единственный профессиональный музыкант в нашей семье, и то, что я пошел музыкальным путем, было как будто бы случайностью, а, возможно, обреченностью. Мой первый учитель Фёдор Михайлович Гур и теперь остается для меня примером Человека с большой буквы, кем-то, кто учил нас, кроме игры на музыкальных инструментах, истории, философии, искусству и жизни вообще. Поэтому я уже в юности понял, что жизнь и музыка являются для меня чем-то очень похожим, что в самые сильные и искренние моменты невозможно отличить друг от друга, и я очень благодарен, что в нужное время мои родители меня в этом намерении поддержали.

Виталий Алексеенок. Фото: Сергей Горобец

Изображение 2

Таким образом, я учился сначала в Минском музыкальном училище, потом в Санкт-Петербургской консерватории и Высшей школе музыки Веймара. В Мюнхене я выиграл конкурс на должность главного дирижера оркестра Мюнхенского университета, когда после многоуровневого отбора музыканты выбрали меня среди более чем 60 других претендентов.

«Профессиональный академический музыкант в Беларуси с большим трудом может финансово содержать себя и своих близких»

– Мой хороший знакомый пианист Виталий Стахиевич, который сейчас преподает в консерватории в Амстердаме и делает довольно успешную карьеру в Голландии, регулярно выступает и в белорусской филармонии. Он признается, что на месячную зарплату, которую получают профессиональные музыканты в Беларуси, можно один раз поужинать с друзьями в недорогом ресторане в Амстердаме. Довольно много талантливых белорусских музыкантов делают карьеру на Западе. Вы в целом считаете это явление положительным или отрицательным для белорусской музыкальной школы, репутации, музыкальной жизни?

– Я считаю положительным тот факт, что некоторые аспекты нашего образования и конкретные лица в наших просветительских учреждениях до сих пор «держат марку» и позволяют конкурировать нашим артистам на мировом уровне. Я очень часто вижу пробелы в европейском музыкальном просвещении, которые мы и сейчас можем запросто заполнить у нас. Но, безусловно, тот факт, что профессиональный академический музыкант в Беларуси с большим трудом может финансово содержать себя и своих близких, работая в двух-трех местах, явно заставляет либо изменить профессию, либо уехать.

Большая часть моих друзей, кто захотел дальше развивать свой профессиональный потенциал, работают за пределами Беларуси, но я очень уважаю тех глубоких музыкантов, кто остался в нашей стране по своему собственному желанию.

Концерт 2 февраля в мюнхенском в Геркулес-зале

Изображение 1

Виталий Алексеенок и Ольга Подгайская. 2 февраля 2019 года

Изображение 3

«Начал понимать, почему баварцы говорят, что Бавария – это не Германия»

– Как давно вы работаете в Мюнхене? Чем вас привлекает Бавария?

– С моим оркестром я работаю с прошлого сезона, но до того я много работал в Баварии со всякими другими молодежными и профессиональными оркестрами и имел возможность попутешествовать и увидеть эту землю. Могу сказать, что постепенно я начал понимать, почему баварцы очень часто с достоинством говорят, что Бавария – это не Германия. У них своя личная история, а своей культурой и даже языком они находятся, пожалуй, ближе к Австрии, чем к верхней Германии. Я очень уважаю их самосознание, так как им и в самом деле есть чем гордиться.

– Сколько вам сейчас лет? Какова ваша главная музыкальная и человеческая амбиция сейчас? Как вы считаете, на сколько процентов вы реализовали свой потенциал?

– Мне 28 лет. Проектов и идей у ​​меня много и я очень рад время от времени находить единомышленников, с которыми их можно реализовать – все еще только начинается!

Видео Vitali Alekseenok, youtube.com

Дирижер как первый среди равных

– Меняется ли специфика работы дирижера в связи с технологическим развитием? Что изменилось в работе дирижера за последние 10 лет? И что может измениться?

– Дирижер – это социальная профессия. Если с развитием технологий и мира в целом меняется общество, меняется и значение дирижерской профессии. Все стало более открытым и доступным, поэтому и дирижер отходит от образа диктатора в сторону партнера, личности, которая может принести новые импульсы и вдохновить оркестр и публику. Все больше это должен быть не господин, а первый среди равных, такой своего рода медиум, который взаимодействует с музыкальной общественностью средствами своего опыта, знаний и чувств.

Виталий Алексеенок. Фото: Ирина Середа

Изображение 4

– Как вы сейчас связаны с Беларусью профессионально и лично?

– В Беларуси остались моя семья и друзья. К сожалению, в последние годы вследствие нехватки времени мне удавалось приезжать только на зимние праздники, но я надеюсь на дальнейшую профессиональную необходимость и возможность бывать дома чаще.

Если вы заметили ошибку в статье и хотите сообщить нам об этом, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
смотреть другие новости рубрики »