Опубликовано: 25 марта 2019, 08:39
86

Чем чревато для Глубокского района массовое переселение многодетных сельских семей в райцентр

Очень необычная ситуация в Глубокском районе. Сельские жители, в основном те, которые имеют много детей, массово переселяются в райцентр.

Так, жилье в новом микрорайоне по улице Северной в Глубоком с 2010 года получили 92 многодетные семьи. На очереди еще 47 в двух строящихся домах. Переполнены городские школы, в которых ученики занимаются в две смены. Не хватает специалистов среднего звена и массовых профессий – животноводов, механизаторов – в сельхозорганизациях, пишет sb.by.

Можно понять настроение директора ОАО «Черневичи» Владимира Бабича: на носу посевная, а главная ударная ее сила – энергонасыщенный «МТЗ-3022» остался без хозяина. Механизатор Александр Бортник, который работал на нем, переезжает на жительство в город, где как глава многодетного семейства – имеет троих детей – получил новую квартиру.

И это далеко не единственная потеря для акционерного общества. В Глубокое в новый микрорайон переехали также многодетные семьи животноводов Боранчук, Порфяновичей, Бочковых. Как итог – сегодня в хозяйстве не хватает трех операторов машинного доения.

С подобной ситуацией столкнулась директор филиала «Копыльщина» Антонина Вознякова. Хороший механизатор уже успел забронировать для своего большого семейства квартиру в еще строящемся доме в Глубоком.

Изображение из архива kraj.by использовано в качестве иллюстрации

Изображение 1

Сразу несколько семей из УП «Константинов двор» сменили прописку на городскую. Практически каждое сельхозпредприятие района недосчиталось работников от передислокации их в город. Всего же с 2010 года из села переехали 92 многодетные семьи. Сейчас агрокомплексу не хватает 38 специалистов среднего звена и 112 человек рабочих профессий.

Но и это не все. Ведь с родителями перебрались и их дети. И вот какую неутешительную картину нарисовала по этому поводу заведующая отделом по образованию райисполкома Татьяна Гаврилова:

– Многодетные семьи – основной источник пополнения учеников в сельских школах. Когда начался массовый их отток, некоторые школы, как Черневичская, Ломашевская и другие, пришлось перевести из средних в базовые, а Бабичевскую, Гатовщинскую вообще закрыть. Городские при этом переполнены. Например, в СШ №2 при расчете 600 учеников посещают 800. Ненамного лучше положение и в двух других школах, занятия приходится проводить в две смены.

Но главное, как подмечает председатель Коробовского сельского Совета депутатов Евгений Татун, подрывается уклад сельской жизни. Ведь многодетная семья была главной опорой в деревне. Жизнь показала: если ребенок в семье один, родители стараются любыми путями пристроить его в город. В многодетных семьях несколько детей обязательно остаются на земле: получают высшее и среднее образование по сельскохозяйственным профессиям, работают механизаторами, операторами в животноводстве. 

Встает законный вопрос: что инициировало массовое бегство в город многодетных семей? Указы Президента от 2005 и 2012 годов гарантировали приоритетное обеспечение жильем многодетных семей на очень благоприятных условиях. Так, семья, имеющая троих детей, оплачивает только 5% стоимости полученного жилья с предоставлением кредита на погашение в течение 20 лет, а если детей четверо и более, то вообще бесплатно.

Изображение из архива kraj.by использовано в качестве иллюстрации

Изображение 2

Но в указах ведь не уточнено, что выделять жилье многодетным семьям нужно только в городе. В Указе №13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретения жилых помещений» от 6 января 2012 года, в частности, написано: «Включение многодетных семей на получение льготных кредитов для строительства одноквартирных, блокированных жилых домов (квартир), реконструкции или приобретения жилых помещений (в том числе на вторичном рынке жилья) в течение года со дня подачи многодетными семьями заявлений с необходимыми документами».

Кажется, предельно ясно: бери кредит в банке, строй дом или проводи реконструкцию имеющегося.

Но здесь есть одно существенное «но». Как пояснили в отделе архитектуры, строительства, ЖКХ райисполкома, кредитных денег на возведение дома под ключ на селе какой-то организацией недостаточно. Значит, покупай материалы и стройся сам. Кто сталкивался со стройкой, знает, какие это хлопоты. Тем более для многодетной семьи. Поэтому этим правом воспользовались единицы.

Например, Сергей и Наталья Шавко из Прозорок, у которых шестеро детей. Трое ребят ходят в местную школу, двое – в сад, а малыш родился буквально на днях. Сергей приобрел в свое время, как он выразился, «халупу» – небольшой старый деревянный домик, а сейчас взял кредит в банке под 1% на 40 лет (погасит банк) и проводит реконструкцию: достраивает из блоков дополнительные помещения. Ему тоже предлагали готовое жилье в городе, но он отказался. Свой шаг мотивировал тем, что здесь он на своей земле. Держит большое хозяйство: корову (раньше было две), свиней, мелкую живность.

По такому же пути пошла и многодетная семья Владимира и Инны Мишуто из деревни Старые Шарабаи Коробовского сельсовета. 

Большинство же воспользовалось пунктом указа, который допускает включение многодетных семей в члены организации застройщиков для заключения договора создания долевого строительства. Вот здесь и кроется корень проблемы. Долевое строительство на селе практически не ведется. Кто в деревне и на какие деньги будет создавать кооператив? В сельхозпредприятиях средств на это нет. Большинство из них и так еле сводят концы с концами. 

Зато в райцентрах настоящий бум. В том же Глубоком на улице Северной в микрорайоне Березвечья с 2010 года построено без малого 800 квартир: десять 60-квартирных домов и три по 57 квартир. В год возводилось и заселялось по одному, а то и по два 60-квартирных кооперативных дома. И так как многодетные семьи имеют внеочередное право на получение льготного кредита – участвуют в долевом строительстве преимущественно они. А среди них большая часть выходцев из села, получающих мощную государственную поддержку. К примеру, за трехкомнатную квартиру государство вносило в среднем 60 тысяч рублей, за четырехкомнатную – 90 тысяч. Как же отказаться от такого подарка?

Да, семьи эти не жили на улице. Все преимущественно в агрогородках, в президентских, как их называют в народе, коттеджах. Проблема в том, что дома эти строились по типовым проектам и не всегда были рассчитаны на многодетные семьи.

Изображение из архива kraj.by использовано в качестве иллюстрации

Изображение 3

Главный специалист отдела архитектуры и строительства ЖКХ райисполкома Лариса Масловская проинформировала: многодетные семьи имели возможность построить квартиру в городе, если в жилом помещении, принадлежащем сельхозпредприятию, не хватало, например, всего 0,2 квадратных метра площади до нормы в 15 «квадратов».

Не сказать, что переселенцам из села стало очень сладко в городе. Возникли вопросы с устройством на работу, многим довелось менять профессию. Например, ветврач из сельхозпредприятия «Яблонька» устроилась няней в детский сад.

Возникают проблемы и с детьми. Дома они помогали родителям по хозяйству, а чем заняться в городской многоэтажке?

Напрашивается вопрос: почему бы не построить жилье для многодетных семей по месту жительства, может, немного добавив к тем 80 тысячам рублей, что стоит городская квартира? Зато выигрыш – люди останутся на земле. А может, и строить вообще во многих случаях не надо, просто реконструировать то, что в свое время возведено в агрогородках и куда вложены немалые государственные средства? Ведь люди уезжают, а дома остаются пустыми: в Стринадках – три коттеджа, в Черневичах – один… Перечень можно продолжить.

А между тем в Глубоком возводится еще один 60-квартирный дом и на Молодежной, 17а – 24-квартирный, куда уже согласились переселиться семьи из сельской местности.



Читайте также

Водоемы Вилейского района вышли из берегов. Есть ли опасность для жителей региона
В тематических рыбацких чатах и среди вилейчан активно обсуждается повышение уровня воды и разливы водоемов в районе. В частности, на акваториях Вилейского водохранилища и реках региона.
«В реке заметили фрагменты одежды». Тело 58-летней женщины достали водолазы из речки Друйки в Браславском районе
Недалеко от деревни Струневщина Друйского сельсовета Браславского района днем 18 апреля водолазы ОСВОД достали из речки Друйки тело погибшей 58-летней местной жительницы, которую искали с марта.
Дожди и ночные заморозки до -3°С. Погода на выходные
20 и 21 апреля скажется влияние холодных неустойчивых воздушных масс, днем погоду будут формировать фронтальные разделы, смещающиеся с территории Польши.