Опубликовано: 15 апреля 2011, 13:11
59

В Молодечно состоялся бенефис актрисы театра Ирины Камышевой

9 апреля в Минском областном драматическом театре прошел бенефис актрисы театра Ирины Камышевой – несколькими неделями ранее она отметила свой юбилей.

Актриса рассказала Край.бай о своей жизни и актерской профессии. Оказалось, что Ирина Камышева окончила после школы четыре учебных заведения: два средних специальных, два высших, – актрисой решила стать в 27 лет, проработав 10 лет на радиозаводе «Спутник». И еще много других необычных фактов связано с этим человеком.

Ирина Камышева. Фото из архива kraj.by

- Вы родом из Молодечно?

- Я родилась в России, мои родители - русские, и я русская. Но в то же время и молодечненка. Это интересная история. Мама – из-под российского Липецка. Так как тогда была большая общая страна Советский Союз, ее старшую сестру после учебы направили работать в Молодечно. Сестры были между собой очень дружны, и за старшей переехала сюда жить и мама. Папа служил в армии, а после возвращения поехал вслед за любимой девушкой. Когда же должна была родиться я, мама отправилась к родителям. Так местом моего рождения стала деревня Хрущевка Воскресеновкого района Липецкой области. Но выросла я в Молодечно.

- Так кем же вы себя считаете, русской или белоруской?

- Я не делю этого. Точно так же, как невозможно выбирать, кого ты больше любишь – маму или папу. Но если я за пределами Беларуси слышу о ней что-то нелицеприятное, сразу возрастает патриотизм, бросаюсь ее защищать. Все самое лучшее, вся моя жизнь связана с ней, это моя родина.

- Почему вы выбрали профессию актрисы?

- Здесь тоже все было не так просто. Я пошла учиться в минский институт культуры на режиссуру массовых праздников и представлений в 27 лет. До этого успев окончить в Молодечно 87-ое училище приборостроения и политехнический техникум. Второй – заочно, уже работая на заводе «Спутник». Я проработала на «Спутнике»десять лет, прежде чем стала актрисой только что открывшегося в Молодечно кукольного театра.

- Откуда пришло такая решимость в корне поменять жизнь?

- Все мои одноклассники, учителя до сих пор удивляются, что я стала артисткой. В детстве я была тихой и очень закомлексованной. Мама говорила: «Физики ты не знаешь, математики – тоже. Что из тебя будет?» Теперь понимаю, что я абсолютный гуманитарий, и это здорово. А тогда возникли комплексы. Никогда ни в чем участвовала в школе, не выступала, не читала стихи и т.д. Любила актерскую профессию всегда светло и незаметно в себе.

Собирала, как и многие девочки тех времен, серию открыток с фотографиями и биографиями советских актеров кино. Знала о них все. В семье выписывали журнал «Экран», который тоже знала от корки до корки. Важным, наверное, было и то, что мой отец всегда был артистичным, был гармонистом на свадьбах, любил наряжаться. На мой взгляд, он театральный человек в душе, хотя всю жизнь проработал в типографии слесарем-наладчиком. У него золотые руки, может сделать все, что угодно.

Выступать на сцене впервые я стала, уже работая. На «Спутнике» была очень развита художественная самодеятельность, мы ездили, выступали. Постепенно все больше понимала, что сцена – это мое, и в 27 лет пошла в «кулёк». Уже имея семилетнюю дочку.

- Наверное, это было непросто.

- Непросто. Но помогли родители. Смотрели за Настей, пока я была на сессиях. Мнения других я абсолютно не боялась. Была любовь и мечта, и какая-то сила и решимость в сердце. В характере у меня еще есть упорство. В академии шел отбор, сокурсники отсеивались после каждой сессии - из 24 осталось только 14. Чтобы идти к цели, на мой взгляд, на нее нужно работать, много работать. Чтобы что-то получить, нужно затратиться в жизни. По-другому никак, ничего так просто не получается.

- Насколько понимаю, вы человек – любящий учиться? И училище, и техникум, и институт...

- В техникум я даже не знаю, зачем пошла. Наверное, на самом деле, чтобы не стоять на месте. Теперь встречаю преподавателей, они каждый раз удивляются: «Ну, зачем ты у нас училась?!» А кроме «кулька», еще, так получилось, и академию искусств окончила. Когда я была на втором или третьем курсе института культуры, в молодечненской районке, которая тогда называлась «Святло камунізму», появилось объявление о наборе в открывающийся театр кукол «Батлейка». Это был первый открытый театр в городе, драматический появился через полгода после него. Я пришла, и меня взяли. Так с 1991 года стала работать актрисой. Через какое-то время худрук театра Галина Карбовничая сказала, что каждый должен получить именно актерское образование. У меня же в «кульке» была режиссура. Поступила в Белорусскую академию искусств на специальность «актер театра драмы и кино» и в 1997 году получила еще один, последний, диплом.

Но учусь до сих пор. Не считаю, что постыдным. Учусь у моих коллег, которых мне Бог дал просто замечательных. Они невероятно талантливые. Все разные, не похожие один на одного. И все замечательные. Рядом с ними хочется быть не хуже. Это я серьезно. Некоторые критики, например, известная Татьяна Дмитриевна Орлова, считают нашу труппу лучшей в стране. Она на самом деле уникальная. Уникальные люди. Есть чему поучиться.

- Вы пошли в театр кукол. Как стали актрисой драматического?

- Я очень любила «Батлейку». Это мое. Была в ней даже ведущей актрисой. Когда наш наставник курса в академии искусств Ярослав Громов говорил мне: «Ирочка, обещайте, что вы будете заниматься драмой», - я кивала, а сама думала: «Никогда я не уйду из кукольного театра». Но жизненные обстоятельства сложились так, что пришлось уйти. Первое время очень сильно переживала. Это как запретить любить... Придя в областной драматический театр, сначала постоянно твердила: «А у нас в «Батлейке»...» Пока Лена Рахмангулова мне сказала: «Что ты все про свою «Батлейку»!» Теперь я уже не представляю другой жизни и другой семьи, кроме как моя труппа в МОДТ. Это абсолютно без преувеличения моя семья. Мы здесь проводим бОльшую часть жизни, проходим столько моментов. Как я уже говорила, это замечательные люди. Мои дорогие, мои любимые. И каждый мне дорог и каждому я благодарна по-своему – как актеру, человеку. Я им верю, их люблю. Конечно, все мы разные, бывают какие-то темпераментные моменты. Но не это существенно. Когда кто-то в сердцах говорит: «Уйду!», - переживаю, а потом радуюсь, что он этого не сделал. Это ушел бы целый мир.

- Что вы любите в своей профессии, а что в ней сложного?

- Все коллеги, близкие уже знают, что для меня есть один самый важный момент, ради которого стоит, как мне кажется, пережить все в профессии, ради которого готова дальше делать свое дело. Это момент, когда оканчивается новый сделанный спектакль, мы откланялись, идем за кулисы, а там нас ждут все работники театра – костюмеры, пастижеры, реквизиторы... И мы начинаем обниматься, целоваться, поздравлять друг друга. То, что мы чувствуем, не описать словами, можно только пережить. Но за этот момент эйфории, взаимного проникновения, когда забываются все недопонимания, трения, я готова отдать жизнь.

Сложное? Все сложное. Больше всего, наверное, как и в любой профессии, начало - работа над новыми спектаклями. Боишься, переживаешь. Но всегда глаза боятся, а руки все равно делают.

- Не думала, что актеры – люди боязливые.

- Еще как! Перед премьерой руки трясутся, леденеют. Кажется, что забыл текст – выйдешь сейчас на сцену и ничего не скажешь. А потом получается так, как когда окунаешься в холодную воду. Сначала огромный страх, а потом секунда ныряния, еще две минуты – и все, ты уже плывешь. Переживать – это нормально. Ненормально, наоборот, не переживать. Конечно, это чувство должно быть разумным, его нужно контролировать, чтобы было не в ущерб делу.

- У вас есть какая-то любимая роль?

- Я люблю все роли, потому что в каждой из них есть частица меня. Определенного амплуа у меня нет. И, мне кажется, это хорошо. Могу быть разной. Мечты сыграть какую-то определенную роль тоже нет. Хотела бы играть те роли, которые были бы нужны мне и моему зрителю.

- У вас есть спектакли, на которые зрители приходят именно ради вас?

- Мне кажется, таким спектаклем является "Старая зайчиха", которую поставил мой коллега, актер театра Олег Чеченев. Это была его дипломная работа как режиссера при окончании академии искусств. Я ему бесконечно благодарна за эту роль, что он мне доверился, никого не взял в качестве дублера. Глубоко пережила подготовку этого спектакля. Она об актерской судьбе, много вещей созвучных, даже слэнг наш. Когда я читала текст, над некоторыми фрагментами просто лились слезы. Спектакль нужно было поставить в краткие сроки, вместе с Олегом и моим замечательным партнером Сергеем Корзеем проводили долгие репетиции, лепили его все вместе, душой, сердцем. Поэтому он мне очень дорог.

Сейчас, когда его играю, каждый раз думаю: если еще могу так бегать, прыгать во время спектакля, если сажусь еще на шпагат, то еще не стоит бояться старости.

- Да, во время юбилейного представления театра в феврале вы всех поразили своим шпагатом. Вы, может, еще и гимнастка?

- Да, у меня первый взрослый разряд по спортивной гимнастике. Для того, чтобы не терять форму, все время уделяю этому внимание. Каждое утро делаю упражнения, обливаюсь двумя ведрами холодной воды. Если уж выбрала такую профессию, надо выглядеть достойно. Тогда и создатели спектаклей это замечают, твой актерский диапазон шире.

- А что вы еще любите в жизни, кроме театра?

- Люблю петь, читать и перечитывать стихи. Люблю просто радоваться. На мой взгляд, радость и должна быть нормальным состоянием человека.

Люблю свою дочку Настю, которая уже совсем взрослая стала незаметно. Она уже не росла закомплексованной. Я ей всегда говорила: "Настька, ты самая лучшая". И она теперь еще меня может наставить.

- Но, насколько понимаю, больше всего любите свою профессию?

- С полной уверенностью могу сказать, что я счастлива в ней. А вообще у меня, как это ни громко сказано, есть все к своим годам. Я состоялась как женщина, как мать, как бабушка, как личность. Если что-то будет приобретаться, буду только рада. В то же время радуюсь, что еще умею восхищаться, удивляться, желать.

Счастлива еще потому, что живы родители. Мама - мой постоянный зритель. Приходит не только на все мои спектакли, но и на все постановки театра. Знаю, что этот человечек всегда есть в зале. Ее любимая актриса - Лена Рахмангулова, которая стала сейчас режиссером моего бенефисного представления. Ей очень захотелось, как она сама говорит, сделать подарок мне, моим зрителям, моим родным. Приехали друзья и близкие из России, со всей Беларуси. Лена решила показать меня разной – в песнях, в детских спектаклях, лирическую. Для нее это была первая режиссерская проба, очень ответственно. Она талантливый, способный человек. В представлении были задействованы все актеры театра, за что я им бесконечно благодарна.

- Вы в своей жизни показали, что можно поменять ее в любом возрасте. Что бы вы могли сказать тем, кто чувствует в себе призвание к чему-то?

- Не стоит бояться идти за мечтой. Если чувствуешь, что тебя тянет, тебе интересно, не теряй даром времени. Все сложилось хорошо, но я жалею об упущенном времени, которое могла отдать профессии. В фильме «Вокзал для двоих» есть песня, которую я очень люблю. В ней есть слова – «Не бойтесь бросить все на карту, не бойтесь жизнь перевернуть». Стоит рискнуть – а вдруг получится. Если не попробуешь, будешь всю жизнь жалеть. Зачем тогда жить, если не для того, чтобы быть на своем месте, в гармонии с собой, делать то, к чему у тебя способности и быть счастливым?

Ольга РУДНИЦКАЯ



Читайте также

Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.
Прятал наркотик в баночке из-под настойки валерианы. Суд вынес приговор
Прокуратура Минского района поддержала в суде государственное обвинение в отношении жителя столицы, которому инкриминирован незаконный оборот наркотических веществ.
«Театру жить и процветать!» В МОДТ торжественно открыли театральную экспозицию
28 марта в Минском областном драматическом театре прошла церемония торжественного открытия театральной экспозиции.