Опубликовано: 20 августа 2015, 15:07
18

Репортаж с «Вилейки»: «Утону, но водку не брошу…» (ФОТО)

Спасти за две минуты, пять раз предупредить об опасности и вытащить десятки человек – нелегкая работа осводовцев.

Только за прошлую жаркую неделю на реках и озерах страны утонули 29 взрослых и один ребенок, пишет портал «СБ». Жертв могло быть и больше, если бы не спасатели на водах, которые успели вытащить 44 человека. Зачастую именно они первыми протягивают руку помощи. Сколько времени уходит на спасение утопающего? Почему не всегда работают предупреждения? В поисках ответов на эти вопросы корреспонденты отправились на самое крупное в Беларуси водохранилище – Вилейское, где провели день вместе со спасателями ОСВОД.

Здание спасательной станции

Изображение 1 

На станцию поступил тревожный сигнал: «Срочно нужна помощь! На водохранилище у деревни Сосенка перевернулись рыбаки…» Лодка спасателей до места трагедии домчала за считанные минуты. Двое бедолаг, как за соломинку, держались за тонущее судно. К счастью, крики терпящих крушение услышали отдыхающие на берегу.

Такая напряженная ситуация на спасательной станции чуть ли не каждый день. Особенно в жару. К воде приезжают сотни человек. И местом для отдыха не всегда выбирают легальный пляж, который здесь один. Многие купаются там, где душе угодно. Площадь водохранилища при этом почти 74 квадратных километра! Попробуй, за всеми усмотри.

Изображение 2

На смену только-только заступили три водолаза, моторист, матрос, медсестра, начальник. Рабочий день у водолазов – 12 часов, у мотористов – все 24. Но первым делом – медобследование. Медсестра Елена Гракович объясняет: для водолазов важно, чтобы давление было в норме. После инструктажа заходим в комнату, где хранится снаряжение. Каждый день, есть вызов или нет, водолазы должны нырять в воду – в качестве тренировки.

Изображение 3

Пробуем поднять баллон – не поддается. Весит не меньше 20 килограммов. Для спасателей вес привычный. Водолазный костюм обычному человеку тоже надеть непросто. За то время, пока мы пытались натянуть на себя гидрокостюм, осводовцы уже бы спасли тонущего. Кстати, на областных соревнованиях спасатели Вилейского ОСВОД признаны самыми скоростными. На всю спасательную операцию им понадобилась меньше двух минут – за это время успели домчаться до предполагаемого места трагедии, вытащить «тонущего» и доставить его на берег. Такая скорость просто необходима, но важно и патрулирование.

Начальник Вилейской спасательной станции Егор Ровдо признается, что иным отдыхающим нужно едва ли не вдалбливать элементарные правилах безопасности на воде:

– Тонут, как правило, пьяные и самоуверенные. Немало смельчаков, которые хотят переплыть водохранилище, не подрассчитав силы. Максимум до середины водоема доплывают. Приходится вытаскивать и доставлять на берег. Проходит полчаса – и видим, что горе-пловец вновь выходит на дистанцию. Один из таких «спринтеров» нам прямо и заявил: хотите, плывите рядом и смотрите, чтобы я не утонул. А мы не можем даже штраф выписать – нет полномочий. Наше дело – предупреждать и помогать.

Как проходит патрулирование

В спасательную лодку кладем необходимое снаряжение – конец Александрова (плавучий тонкий корабельный трос), баллон для подводных работ, ласты, маску, спасательный круг. Надеваем жилеты и вместе со спасателями выезжаем на патрулирование.

Изображение 4

Отдыхающих на берегу десятки, еще больше – в воде. За буйки заплывать нельзя, но некоторые этим правилом пренебрегают. Включаем рупор: «Уважаемые отдыхающие, просьба не заплывать за буйки». С первого раза слушаются не все. Приходится подплывать ближе, объяснять.

Когда все возвращаются на безопасную зону, отправляемся дальше. В зоне видимости – лодка. Что такого? Но у одного из пассажиров нет спасательного жилета. Нарушение. Просим отдыхающих плыть к берегу. Матрос-спасатель Дмитрий Горид поясняет, что на воде помочь может или жилет, или круг: «Надувные матрасы, которые все так любят, на самом деле не спасут. Перевернуться можно в считанные секунды. Небезопасны также всевозможные китайские нарукавники – могут не выдержать и лопнуть». Замечаем и другие мелкие нарушения – дети балуются и пытаются измерить глубину, самоуверенные взрослые заплывают на опасное расстояние, немало и тех, кто для купания выбрал необорудованные места. Но такой «штиль» бывает не часто.

Например, на прошлой неделе из лодки выпал человек и начал тонуть. Благо, дежурный спасатель, который находился на пирсе, увидел ЧП и быстро пришел на помощь. А бывают истории и вовсе курьезные. Например, этой зимой одному из спасателей пришлось 15 метров тащить рыбака с полным обмундированием по тонкому льду. Попросил удильщика сбросить тяжелый рюкзак, чтобы оба не оказались в воде, но тот лишь огрызнулся: «Там же бутылка водки!»

Еще одного авантюриста (точнее, его тело), который перед оттепелью отправился на лед за снастями, установленными ранее, нашли лишь через пять месяцев…

Только за этот неполный год вилейские спасатели предупредили более 440 отдыхающих, 10 спасли, а двоим помочь не успели.

В Беларуси – 66 спасательных станций и 128 постов (действуют в период светового дня). С начала этого года утонули 304 человека, среди них 23 ребенка. За неполных восемь месяцев спасено 370 человек, 92 из которых – несовершеннолетние. За купальный сезон (с 1 мая) утонули 226 взрослых и 19 детей, спасено более 330 человек.

По материалам портала «СБ»



Читайте также

За незаконную добычу рыбы возбуждены уголовные дела в отношении жителей Минской области. В их числе и мядельчанин
С момента вступления запрета на ловлю рыбы в Минской области, с 1 апреля по 30 мая, следователями центрального региона уже возбуждено два уголовных дела за незаконную добычу рыбы.
Как обстоят дела в молодечненской девятиэтажке?
В Молодечно 23 апреля ликвидируют последствия затопления квартир на верхних этажах девятиэтажного дома №73 на улице Великий Гостинец.
Впереди длинные выходные. Как будем работать и отдыхать в мае
На май выпадает три праздничных дня Праздник труда (1 мая), День Победы (9 мая) и Радуница (14 мая). Эти даты в нашей стране признаны официальными выходными.