Опубликовано: 27 марта 2013, 16:56
116

Режиссер Вилейского народного театра: Мы шли и идем на поводу у зрителя

О том, что случается с актерами во время репетиций, о чем мечтает режиссер и какая премьера ждет вилейского зрителя в апреле, узнавала корреспондент Край бай.

Мы встретились с режиссером Вадимом Широчиным, чтобы поговорить о Вилейском народном театре. Тем более, что был повод: сегодня, 27 марта, отмечается Всемирный день театра, и актеры готовят очередную премьеру.

В небольшом кабинете у окна – письменный стол, где Вадим Широчин работает над сценарием к будущему спектаклю. У стены – большой диван и музыкальные инструменты. Оказалось, что с недавних пор режиссер делит свою творческую мастерскую с двумя коллективами Дворца культуры.

Вадим Широчин

Изображение 2

Интересуюсь у собеседника, почему он выбрал именно вилейский театр:

– Потому что я сам вилейский. Окончил Минский институт культуры (сегодня Белорусский государственный университет культуры и искусств) по специальности «режиссура театральных самодеятельных коллективов». Вообще, я все время работал в других отраслях, а театр – это хобби, просто мне это нравится.

Справка: Вадим Широчин – режиссер Вилейского народного театра. Родился в Вилейке в 1959 году. В 1976 году окончил СШ №1. В 1985 году – Минский институт культуры по специальности «режиссура театральных самодеятельных коллективов».

– К театру тянуло с детства?

– Ну конечно, ведь всегда выбираешь то, к чему сердце лежит. Театр мне всегда нравился.

– Наверняка что-то инсценировали в детстве с дворовыми ребятами...

– Обязательно! Участвовали в школьной самодеятельности, готовили инсценировки, а лет в 15 пытались снять кино. У моего отца была кинокамера, брал ее – и пытались что-то снимать.

– Каким был самый первый спектакль вилейского театра?

– 1910 год. Тогда это был городской драмкружок. Первое, что было поставлено на сцене в Вилейке, – пьеса Элизы Ожешко «У зімовы вечар». В 2010 году мы отмечали столетие театральной жизни города. Тогда мы сыграли «20 минут с ангелом» по произведению Александра Вампилова.

Кстати: Основателем вилейского театра стал И. Михайлов в 1952 году. За 60 лет на сцене в Вилейке артисты сыграли более 60 спектаклей, некоторые – повторно. Звание «народный» театр получил в 1973 году.

– Вадим Анатольевич, а как Вы охарактеризуете нынешний репертуар Вилейского народного театра?

– Мы шли и идем на поводу у зрителя. Ставим то, что ему нравится, что ему ближе и лучше воспринимается. А это – хорошая, веселая, добрая комедия, особенно музыкальная.

– Сколько спектаклей удалось поставить для вилейского зрителя?

– «Женщина-дьявол, или Искушение святого Антония» Проспера Мериме. Затем – «Про Федота-стрельца» Леонида Филатова, «Любовь к трем апельсинам» Карло Гоцци, «20 минут с ангелом» Александра Вампилова, «Збянтэжаны Саўка» нашего земляка Леопольда Родевича. А 16 апреля состоится премьера с элементами мюзикла «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца.

– Какая атмосфера была на сцене во время подготовки к премьере?

– Шутки, юмор, неожиданные трюки – это есть. Если бы снять наши репетиции на пленку…

– Слова к мюзиклу написали Вы. А музыка чья?

– Музыку написал Юрий Костюкевич, вилейский музыкант, композитор, аранжировщик. Говоря о мюзикле, отмечу, что нам не тягаться с театрами, где работают профессиональные актеры и есть замечательная материальная база: костюмы, декорации… Вот недавно Белорусский государственный музтеатр поставил «Обыкновенное чудо», и песни к спектаклю взяты из фильма Леонида Филатова. Но у нас есть одно существенное преимущество: все песни к «Обыкновенному чуду» в нашем исполнении написаны в этих стенах. Зритель их больше нигде не услышит.

– Почему именно Шварц?

– Сказки этого автора – изумительный материал для постановки. А «Обыкновенное чудо», мне кажется, его лучшее произведение.

– Что значит идеальная постановка?

– Я думаю, что идеальной постановки не бывает ни в одном театре. Спектакль никогда не проходит по задуманному режиссером плану. Ведь могут быть накладки со светом, звуком, возникают форс-мажоры. Но это нормально и естественно. Мы стараемся такие моменты обыграть.

– При выборе очередного спектакля что для Вас первично: что будете играть или кто будет играть?

– Неожиданный вопрос. Когда материал для подготовки изучаю, прикидываю, кто сможет сыграть ту или иную роль. Все-таки первично я выбираю пьесу. В принципе, все наши актеры могут сыграть любые роли. Допустим, Андрей Дударчик – универсальный актер. Он может сыграть кого угодно и что угодно.

– Кто сегодня в основном составе театра?

– Директор Осиповичского УПК Александр Пуцейко, начальник милиции общественной безопасности Андрей Дударчик, работники Дворца культуры Марина Заяц и Елена Саврук, директор краеведческого музея Сергей Гончар и другие.

– А смешные случаи в жизни театра были?

– Помню один. Ставили на этой сцене «Любовь к трем апельсинам» Карло Гоцци. Последний генеральный прогон. Завтра ожидается премьера спектакля. У нас была одна незначительная роль католического священника. Он должен был постоять в общей массе и сказать одно-единственное слово: «Готов!». Тогда Короля играл ушедший из жизни Александр Александрович Кузьмин. Он спрашивает у священника, готов ли тот свершить, наконец, обряд венчания. А артист должен ответить лишь: «Готов!», и на этом его роль заканчивается. Поскольку герой незначительный, мы не ищем актера и приглашаем рабочего сцены Диму. Одели его в сутану и репетируем. Выходит Король и говорит свои слова. А в ответ – тишина. Сан Саныч обходит священника и второй раз, еще убедительнее, – обращается с тем же вопросом. Дима молчит. Король закипает и сквозь зубы: «Да в конце концов, готов ли святой отец свершить обряд венчания?!». Дима выдает: «А я слова забыл». Смеху было!..

– В режиссере что важнее: профессионализм или личные качества?

– Все-таки в первую очередь режиссер должен быть человеком. Заинтересовать актера, объяснить его задачу. Если актер действительно актер, он сам понимает, что нужно делать на сцене. Но его необходимо направить в нужное русло. Конечно, режиссер должен быть профессионалом. Но даже самый грамотный режиссер не сможет поставить спектакль, если не сможет найти общий язык со своей труппой. Был случай, когда ушедший из жизни актер Владимир Якутин никак не мог запомнить слова, а оставалось две недели до премьеры. И я вспылил. А он обиделся и ушел. После этого я ездил к нему домой, просил прощения и уговаривал его вернуться.

– Каким должен быть актер Вилейского народного театра?

– Прежде всего, он не должен бояться сцены. Важен артистизм, харизма и желание. Наши актеры – это творческие люди, которые просто не могут жить без театра.

– Принимая во внимание наши условия, чего не хватает, чтобы ставить спектакли чаще?

– Мне бы очень хотелось, чтобы все актеры были здоровыми и приходили на репетиции подготовленными. И вообще приходили на репетиции. Бывает, что люди не могут: уезжают, болеют дети, болеют сами. И репетировать приходится только с теми, кто есть, а слова проговаривает режиссер. Если бы всегда все были в полной готовности, мы работали бы быстрее. Но к премьере все собираются, потому что хотят выглядеть на сцене достойно.

Юлия ЛАХВИЧ
Фото автора



Читайте также

Сигарета или электропроводка? Сарай вспыхнул в Поставах – спасатели рассматривают две версии причины пожара
В Поставах на Советском переулке сегодня ночью, 18 апреля, загорелся частный сарай. По версии спасателей, пожар мог начаться либо от короткого замыкания электропроводки, либо из-за неосторожного курения хозяина.
Алеся Кузнецова: «Искренне люблю то, что делаю»
Белорусская писательница Алеся Кузнецова презентовала молодечненцам свои книги и пообщалась с поклонниками литературы.
Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.