Опубликовано: 17 июня 2015, 17:14
54

Кондуктор автобуса в Вилейке: Некоторые пассажиры ведут себя так, как будто перед ними не я, а пустое место

Лидия Чернявская обилечивает пассажиров городских автобусов без малого 18 лет, но еще помнит, как в 90-е сверлила детали для фотоаппаратов «Зенит». О «зайцах», забытых вещах, плохом настроении пассажиров и не только – в интервью Край.бай.

«Я месяц плакала из-за работы»

Лидия Чернявская признается, что в профессию попала случайно:

– В 90-е меня сократили с завода «Зенит». Я работала за станком и сверлила детали для фотоаппаратов. После сокращения два года сидела без работы. Было тяжело, но надо было жить, растить ребенка. Сначала хотела устроиться в детский сад. Но муж сказал: «Нечего идти туда». А потом сестра подсказала, что в автопарк требуются кондукторы. Первый месяц я плакала. За день в автобусе столько людей «переворачивается»! Но со временем привыкла. Последние пять лет я работаю еще и бригадиром. Выступаю посредником между кондукторами и начальством: составляю график работы, ставлю замены, а если у кондукторов возникают вопросы, иду с ними к руководству.

О 400 км в день и зарплате

Рабочий день кондуктора начинается, когда весь город спит. Выходные по субботам и воскресеньям в этой профессии – большая редкость.

– В Вилейке первым начинает ходить автобус №4 – в 5.20. Я встаю в 3.30, чтобы привести себя в порядок, мне же целый день работать на глазах у людей, – рассказывает Лидия Чернявская. – За час до рейса меня забирает водитель, поэтому пешком в другой конец города мы не ходим. За одну смену я объезжаю через весь город больше 10 раз. Это примерно 400 км, как два раза съездить в Минск и обратно. Заканчивается рабочий день в 14.30, если первая смена, в 21.00-23.00 – если вторая. Все зависит от маршрута.

Чтобы заработать больше, кондукторы выходят на маршруты по выходным, признается собеседница.

– Моя зарплата зависит от продажи билетов. В нее входит 9% от выручки и количества отработанных часов. План по выручке отличается: на «тройке», к примеру, нужно за смену продать билетов на 900 тыс. рублей (это 260 билетов – прим. авт.), а на «двойке» – на 550 тыс. рублей. Все зависит от маршрута и потока пассажиров. Больше всего людей – на «тройке». Летом число пассажиров увеличивается на «четверке» за счет массовых выездов на водохранилище. Выручка еще зависит и от дня недели. В понедельник и вторник меньше людей. А в дни, когда работает рынок, наоборот больше. В среднем в месяц я получаю 3-3,5 миллиона. С рабочими выходными можно заработать немного больше.

Изображение 1

«Пассажиры ведут себя так, как будто перед ними не я, а пустое место»

Несмотря на то, что в автобусах ездят разные люди, Лидия Чернявская говорит, что любит свою работу.

– Приходится постоянно ощущать на себе чье-то плохое настроение: кому-то улыбаюсь, кому-то в ответ промолчу. Тут хочешь не хочешь станешь психологом. В принципе я человек неконфликтный и стараюсь избегать любых споров, – признается она. – Но порой пассажиры ведут себя так, как будто перед ними не я, а пустое место. Недавно был случай: в автобус зашел мужчина и стал буквально в шаге от меня. А я, уставшая, присела на место кондуктора. Он отсчитал деньги и держит в руках. Я спросила, будет ли он оплачивать проезд, на что был ответ: «А Вы что, уже не поднимаетесь?». Я говорю: «Для Вас поднимусь». И так бывает часто: люди равнодушны к кондукторам, принципиально идут мимо нас с деньгами в руках. А когда в автобус заходит контролер, винят кондуктора в том, что тот не подошел. А я же есть в автобусе!

Лидия Чернявская говорит, что в час-пик, конечно, кондукторы должны ходить по автобусу. Но если салон полупустой, ведь пассажирам несложно самим подойти к кондуктору и купить билет! Многие, по ее мнению, все еще не приучены входить в автобус с деньгами в руках.

– Зайдут, сядут и сидят до тех пор, пока мы не дернем их. Потом стоим над чьей-то сумкой и ждем, пока они откроют кошелек. Возникает  ощущение, что я эти деньги выпрашиваю. Такое отношение, безусловно, обижает, – признается женщина.

Изображение 2

О пассажирах «подшофе» и «зайцах»

Кондуктор говорит, что пьяные пассажиры в автобусах не редкость. Она отмечает, что дает им билет и сразу уходит. Ну, а если проезд не оплачивают, то просит покинуть автобус. При этом удивляется, что нетрезвые пассажиры ведут себя спокойно и без конфликтов выходят из автобуса. По крайней мере, на ее смене вызывать милицию еще ни разу не приходилось.

– Что касается безбилетных пассажиров, то в этом плане люди стали ответственными. Пассажиры сами признаются: «Зачем мне позориться за 3 тысячи рублей»». Вообще вилейчане стараются покупать проездные. Один на всю семью. Практически всех пассажиров с проездными мы уже знаем в лицо, – добавляет она. – Но «зайцы» все равно есть. Как правило, это молодежь. Спрашиваю проездной, а у них отговорки: мол, куртку не ту надел или отдал проездной другу, а тот не вернул и прочее. На следующей остановке высаживаем.

В прошлом году зимой, говорит женщина, попались пассажиры с фальшивыми проездными. Напечатают их на принтере и предъявляют. Проездные те кондукторы отбирали и высаживали их владельцев из автобуса. Таких пассажиров мы быстро запоминаем, отмечает Лидия Чернявская. И уже в следующий раз они ездят с нормальным проездным.

Изображение 3

О забытых вещах и редком «спасибо»

– Вещи в автобусах забывают очень часто: взрослые оставляют мобильные телефоны, а дети – спортивную форму и портфели. О забытой вещи мы сообщаем диспетчеру автовокзала, потому что именно там люди начинают искать то, что потеряли. А сами катаем забытое в автобусе до тех пор, пока владельцы не заберут. «Спасибо», кстати, за это люди говорят редко. В книгу замечаний и предложений благодарности не пишут, зато на жалобы не скупятся, – улыбается Лидия Чернявская и вспоминает один случай с благодарностью. – Мужчина забыл телефон. Я попросила сына обзвонить номера, чтобы найти владельца. Потом тот человек пришел за своим телефоном, поблагодарил меня и даже принес шоколадку. Главное в работе, чтобы не было хуже, чем сейчас. Хотелось бы больше отзывчивости и понимания от пассажиров.

Юлия ЛАХВИЧ
Фото автора



Читайте также

С 1 июля меняется порядок выплаты пенсий и пособий
Новый способ выплаты белорусам пенсий и пособий связан со вступлением в силу измененного закона о социальном обслуживании.
Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.
В Мядельском районе незаконно продавали копченую рыбу
Во время проведения контрольных мероприятий в Мядельском районе сотрудники отдела оперативных мероприятий инспекции МНС Республики Беларусь по Молодечненскому району установили факт осуществления незаконной предпринимательской деятельности физическими лицами по реализации копченой рыбы.