Опубликовано: 22 октября 2014, 18:00
157

Акробат из Вилейки Дмитрий Шамович: После кастинга в «Цирк дю Солей» я сутки не вставал с постели (ФОТО, ВИДЕО)

Профессиональный спортсмен рассказывает о том, как бросил учебу в институте ради шанса попасть во всемирно известный «Цирк дю Солей», как прошел в нем две стажировки и дважды вернулся домой без контракта, как получил перелом позвоночника и заработал, благодаря акробатике, на квартиру в Минске.

Справка Край.бай: Дмитрий Шамович родился в Вилейке в 1981 году. Выпускник СШ №3, бывшего 48-го училища (сейчас Вилейский профессионально-технический колледж) и Вилейской ДЮСШ.  В 1998 году в составе акробатической четверки выполнил норматив мастера спорта по акробатике. Окончил Белорусский государственный университет физической культуры по специальности тренер-преподаватель по спортивной гимнастике и акробатике.

Сейчас спортсмен живет в Минске и тренирует детей в клубе «Маугли», но свою акробатическую карьеру еще не оставил.

«…Меня с детства привлекали трюки и высота…»

Первые уроки акробатики Дмитрий получил в вилейской спортивной школе.

– Я учился в ДЮСШ с шести лет. Параллельно посещал музыкальную школу. Но не смог одновременно заниматься спортом и музыкой. Тогда пришлось выбирать, и я пошел в спорт. Мне всегда было интересно наблюдать за акробатами. Привлекали трюки, прыжки, высота. Родители поддержали мое желание, – вспоминает спортсмен.

Первым тренером Дмитрия Шамовича в Вилейской ДЮСШ стала Марина Гончарик, потом его учил акробатике Виктор Бриль, а выпускал Иван Мамай.

– Было много соревнований в Беларуси и за границей, – рассказывает Дмитрий. – Свою первую медаль – бронзовую – получил лет в восемь. А в последние годы обучения мы выступали в парно-групповых четверках на ковре: я, Саша Барсань, Сергей Микулич и Юрий Мамай. Этим составом мы представляли Минскую область.

После школы спортсмен учился в местном училище, получил специальность электрогазосварщика и признался, что ни одного дня им так и не работал. В 1999 году поступил в университет физической культуры. Тогда же поменялся и состав мужской четверки.

«У нас была самый лучший хореограф, а преподаватель до нас никогда не тренировала мужские четверки…»

Четверку в новом составе (из прежних остались Дмитрий Шамович и Александр Барсань, который также учился в этом университете) тренировала заведующая кафедрой Инна Дражина, а ее коллега Наталья Пашкова готовила хореографию.

– В институте у нас было свободное посещение. Мы не всегда ходили на занятия, потому что все время тренировались, – продолжает спортсмен. – Можно сказать, вся студенческая жизнь прошла в тренировках. Были трудности: наша тренер столкнулась с мужской четверкой впервые, до этого она тренировала пары. Но в итоге мы сработались. А хореограф у нас была самая лучшая. Она умела выбрать правильную композицию, провести связь между музыкой и движением. В итоге мы успешно выступили на республиканском чемпионате по акробатике в Гомеле. Заняли первое место и благодаря этому вошли в сборную Беларуси. После мы готовились к выступлению на Чемпионате мира по акробатике в Германии. Это был 2002 год. Тренировались в лагере «Вилия». Но я не попал на него из-за аварии. Ехал на мотоцикле, и меня сбил пьяный водитель. Пришлось полгода восстанавливать здоровье.

Однако вернулся Дмитрий Шамович уже не в спорт, а в шоу.

Первые выступления акробатов в Южной Корее

Рассказывая о себе, Дмитрий не раз упоминает Александра Барсаня. Они – друзья с детства. Вместе учились в ДЮСШ, школе, училище и в институте, вместе ушли в большой спорт, а потом – в шоу. К тому времени вилейчане окончили 3,5 курса.

Дмитрий Шамович и Александр Барсань с детьми

Изображение 1

– У нашего тренера Инны Дражиной был большой опыт отправлять лучших спортсменов за границу для участия в международных шоу-программах. Она сказала, что в Минск приезжает продюсер и предложила нам с Сашей попасть к нему на просмотр. Мы, конечно, согласились, и на этом наша учеба закончилась, – улыбается Дмитрий. – В Минске набирали команду. Потом этот же продюсер набирал акробатов в Киеве. В итоге отобрали восемь человек: троих из Украины и пятерых из Минска, в том числе и меня с Сашей. 

Так спортсмены впервые попали за границу.

– Пусан – это сказка. Кругом красиво, люди улыбаются. А самое интересное, что мы заметно выделялись среди местного населения ростом и телосложением, – продолжает Дмитрий.

Акробатов поселили в хороший отель. Для развлечения отдыхающих в нем предусматривалась программа, в которую включили выступление акробатов.

– Шоу длилось примерно два часа. В нем было два наших выхода. Мы работали шесть дней в неделю, но сказать, что сильно уставали, нельзя, потому что номер длился около восьми минут. Два раза вышли, а потом отдыхали. В Пусане мы пробыли чуть больше года. Однажды украинец, который с нами прошел отбор, сказал, что не верит, что мы с нашим ростом и весом сможем прыгать на дорожке. А потом предложил снять видео и отправить в «Цирк дю Солей». Мы так и сделали, но ответа не получили.

Буквально через месяц после возвращения домой в Вилейку из Южной Кореи вилейчане получили от того самого украинца приглашение на участие в японском шоу «DisneySea» в Токио: там развлекали гостей более 40 аттракционов, а также проходили различные шоу-программы.

2005 год. Привет, «Цирк дю Солей»!

– Мы пробыли в Токио четыре месяца, потому что это сезонная работа, и снова вернулись домой. Про «Цирк дю Солей» давно забыли. Прошло несколько месяцев, а ответа так и не было. И вдруг – звонок из Канады. Там находится главный офис цирка. Но нас пригласили не в Монреаль, а в Воронеж, – вспоминает спортсмен. – В те дни там проходил чемпионат среди акробатов, и лучших отбирали в цирк. За два дня кастинг прошли 300 человек. Было очень тяжело. С 9 утра до 9 вечера мы показывали с Сашей все, что умели: гибкость, силовую подготовку, прыжки на дорожках, повторяли их движения, в общем, демонстрировали все, что только можно и… уехали домой! Нам ничего не пообещали и не предложили. Когда пришли в поезд, я лег и не вставал сутки.

Вилейчане опять вернулись в Вилейку. Прошло четыре месяца…

– Стоял февраль. Мы с Сашей сидели у меня дома и тут раздался звонок: «Вы прошли отбор, приезжайте в Монреаль!». Мы, долго не думая, поехали. На месте поняли: фишка «Дю Солей» заключается в том, что у них жесткий отбор. Оно и понятно. Это цирк №1 в мире. У них работает одновременно 20 шоу в разных странах. К тому же они подбирают акробатов на смену действующим, если, например, кто-то заболел или не выдержал нагрузки и ушел. Поэтому сразу туда попасть просто нереально. И, конечно, акробат должен быть обаятельный, способный и артистичный.

– Мы приехали в Монреаль на стажировку. Подготовка была серьезная, шикарное оборудование для тренировок. Через четыре месяца нас снова отправили домой. Просто посмотрели уровень, потенциал и все. Мы надеялись, что позвонят. Вернулись домой, подрабатывали: я в Вилейке охранником, Саша – в Минске. И все ждали звонка.

«После «Русской палки» у меня диагностировали перелом позвоночника»

Через полгода из «Цирка дю Солей» пришло очередное приглашение на стажировку. Акробаты пробыли в Монреале несколько месяцев и снова уехали домой.

– Через месяц Сашу пригласили в шоу «Варекей» в Австралию, а меня еще через четыре после него – в «Алегрию» в Париж. Вот так наши с Сашей пути разошлись. После приглашения радости не было границ. Наконец, мечта сбылась, цель достигнута. Было трудно. Постоянная физическая нагрузка. Я был в тройке и заменял человека, который работал в номере «Русская палка» 10 лет. По телосложению я подходил и за полтора месяца должен был «войти» в номер. «Russian Bars» («Русская палка») – это акробатический номер, в котором двое держат на плечах шест, а третий акробат приземляется на него после прыжка. Наш «прыгун» весил где-то 60 кг и опускался на шест 10 см в ширину и 5 м в длину. При его приземлении, получается, мы на своем плече держали примерно 100 кг, и такой силы два года получали удары. В итоге у меня диагностировали перелом позвоночника. Правда, сейчас все хорошо.

Номер «Русская палка» в «Алегрии»

Изображение 3

Все это время, рассказал Дмитрий, ему не пришлось переживать расставание с семьей.

– У нас было туровое шоу, где предусмотрено проживание с семьей. Работодатель предоставлял нам на время выступлений жилье, мы платили только за дорогу. В целом, за два года в «Цирке дю Солей» после Парижа и Австралии мы выступали в Испании, Бразилии, Аргентине, Чили, снова в Южной Корее, на Тайване, а закончили в Дубае.

Изображение 2

Бразилия, 2008 год, финальное выступление, Дмитрий крайний справа

Изображение 4

Бразилия, 2008 год, Дмитрий в центре

Изображение 5

О том, сколько же платили белорусским акробатам, я уточнять не стала. Но, судя по рассказу спортсмена, кое-что понять можно:

– В цирке работало 80% славян. Потому что та зарплата, которую платили, – для нас огромные деньги. Иностранцы имеют возможность заработать столько в обычной жизни, – отметил спортсмен.

За два года мучительных стажировок в «Дю Солей» и еще два года изнурительных выступлений в цирке спортсмен заработал на квартиру в Минске, сделал в ней хороший ремонт и купил приличный автомобиль.

В «Дю Солей» Дмитрий Шамович не работает с 2009 года. Сейчас занимается с детьми оздоровительной гимнастикой в столичном клубе «Маугли». А еще периодически выезжает на «Кристмас-шоу» по краткосрочным контрактам, которые длятся по 15-20 дней.

Кстати, оба спортсмена все-таки окончили университет, который когда-то оставили ради шанса попасть в цирк. Дмитрий – в 2012 году, а его друг детства Саша Барсань – в 2013-м.

Юлия ЛАХВИЧ
Фотографии предоставлены Край.бай Дмитрием ШАМОВИЧЕМ
Видео использовано в качестве примера с сайта
www.youtube.com



Читайте также

В Браславском районе 46-летний мужчина из-за неосторожного курения остался без крыши над головой
Жилой дом горел утром 25 апреля в деревне Дирничи Браславского района. Предположительная причина пожара – неосторожное курение.
Возле яблоневого сада недалеко от Молодечно чернобыльские переселенцы обнимались, вспоминали прошлое и грустили о тех, кого уже нет...
Реквием памяти о жертвах Чернобыльской трагедии ежегодно собирает возле памятного знака в Лешно тех, кто вынужден был уехать из зараженной зоны.