Опубликовано: 01 июня 2017, 11:41
59

Сдать ЦТ! Проверочное психологическое тестирование для родителей

«Экзамен для меня – всегда праздник!» – помните эту прекрасную иллюзию, которую пытался создать креативный мозг героя известного фильма Гайдая?

Нам кажется нелепой крайностью такое отношение к экзаменам, однако, чем лучше другая известная крайность, когда экзаменационная ситуация становится ответом на вопрос «Быть или не быть»? Быть ли успешным, уважаемым, состоятельным и, в конце концов, счастливым, или… (добавьте к указанным качествам приставку «не», ну и еще что-нибудь от себя).

И если мозг здорового молодого человека защищен от такого катастрофичного видения ситуации свойственными возрасту дофаминовыми переживаниями, романтикой и мечтательностью, то жизненный опыт родителей и их горячее желание сделать ребенка счастливым во что бы то ни стало, может поднимать значимость его экзаменов до поистине гигантских масштабов.

Третья сторона – учителя – чаще всего тяготеют к полюсу родительского видения. В итоге их совместными усилиями зеленая молодость склоняется перед тяжелой неопровержимостью доводов жизненного опыта.

– Скажите, а вы можете выписать моему ребенку успокоительные таблетки? Ему скоро ЦТ сдавать.

– А почему вы решили, что ребенку нужны таблетки?

– Да он пробное тестирование завалил. Даже ответы не в те клетки повписывал. Два года с репетиторами занимался, все знал, но так разволновался, что все забыл и перепутал. И это было пробное тестирование, а что будет на основном? А я ему говорила…, – женщина изливает поток доводов, почему важно хорошо сдать ЦТ, что от него зависит вся будущая жизнь, что он неглупый парень и должен поступить в… (называет престижный вуз). И что все бы хорошо, но вот одно препятствие – волнение, и его нужно убрать, а для этого нужны таблетки.

– Таблетки психолог не выписывает, это делает врач-психотерапевт или психиатр. К тому же препараты могут оказывать непредсказуемое воздействие. Например, могут успокаивать, но при этом тормозить работу интеллекта), – дальше говорю о том, что есть способы поддержки, которые помогают осознать причины страхов и существенно снизить их влияние на поведение человека. Отмечаю, что она и сама заметно напряжена, предлагаю подумать, могут ли каким-то образом быть связаны между собой ее собственное беспокойство и паника сына. Женщина, не дослушав, снова уточняет про таблетки.
Со всей очевидностью передо мной встает ситуация, когда проблема ребенка подкрепляется, а возможно и запускается родительским поведением. Остается направить настойчивую маму к врачам психоневрологического диспансера.

Как же действительно можно помочь ребенку успешно сдать ЦТ?

Главное условие успеха – глубокое системное знание предмета, как и в любом экзамене. Многие родители не жалеют средств, чтобы обеспечить своему ребенку самых лучших учителей и репетиторов. Это понятно и правильно. Однако есть еще ряд условий, которые кажутся несущественными, но могут серьезно повлиять на результат.

За родителями нередко стоит не только выбор предметов, которые сдает выпускник, вуза, куда он поступает (об этом хочется поговорить отдельно), но даже сценарий его поведения на экзаменах, самочувствие и отношение к происходящему.

Конечно, волнение и тревога родителей выпускников понятны. Им хочется донести значимость происходящего до сознания ребенка, заставить его «взяться за ум». Но все же не стоит эмоционально форсировать ситуацию.

Эмоции заразительны

Если родители транслируют свою тревогу детям («если ты не сдашь – я этого не переживу», «от этого зависит вся твоя жизнь»), то этот тяжелый груз ребенок пронесет на себе по всему пути подготовки к экзамену и притащит с собой на экзамен. Сомнительно, что это ему поможет.

Весьма важен эмоциональный фон, спокойный деловой контекст общения всех участников подготовки и самого процесса тестирования. Важно разговаривать с ребенком: обсуждать его опасения, страхи, делиться своим опытом сдачи экзаменов.

Эмоции заразительны – ребенок, сколько бы лет ему ни было, чувствует эмоциональное состояние родителей и заражается их напряжением и тревогой. Особенно это характерно для тревожных ребят, склонных переживать по любому поводу. Нередко с подачи родителей они воспринимают экзамены как нечто фатальное и даже представить себе не могут, что будет, если они вдруг не сдадут, если вдруг не поступят.

Так вот с ними особенно важно проговорить заранее все варианты: что будем делать, если балл окажется недостаточно высоким? Что лучше выбрать – ожидать еще год или поступать в другой вуз? Важно помнить, что у жизни всегда есть наготове запасные варианты, и неизвестно, какой вариант для нас будет лучшим.
Немногие способны сохранять уверенность в себе, когда она не подкреплена высокими достижениями. Поэтому взрослые, их вера в успех ребенка, их безусловная любовь («мы любим тебя независимо от твоих оценок и баллов») действительно помогут ему сохранить эмоциональное равновесие в момент любых испытаний.

Кому-то может показаться, что такое отношение родителей будет расхолаживать, снижать желание ребенка усердно готовиться. Страх, конечно, великий мотиватор. Но не менее эффективно стимулировать мотивацию к достижению. Нужно хорошо знать своего ребенка, чувствовать и понимать его возможности, чтобы определить тот оптимум мотивации, который подобно нужному объему топлива будет поддерживать его желание учиться. Известный закон Йеркса-Додсона как раз об этом и говорит. А еще он говорит о том, что если мотивация чрезмерно высока, человек испытывает сильное эмоциональное напряжение и продуктивность его деятельности резко падает.

Нередко беспокойство родителей по поводу ЦТ связано с тем, что им самим не приходилось сдавать экзамены в такой форме. Специфика тестирования в отличие от традиционного экзамена предполагает особые навыки: тесты, не имеющие логической связи между заданиями, требуют умения оперировать большим объемом данных, быстро переключаться с одной темы на другую, выделять существенные и несущественные стороны вопросов. Поэтому, помимо системного знания предмета, выпускнику понадобится знание типовых конструкций тестов и навык их выполнения: чем больше тестов пройдено, тем лучше.

Бывает, в сознании выпускников и их родителей гнездятся какие-то иррациональные убеждения по поводу ЦТ, никак не обоснованные и от этого еще более пугающие. Их надо достать и обезвредить, т.е. осознать.

Как помочь ребенку, который готовится к ЦТ?

• Не забывайте, что количество баллов – не самый точный показатель возможностей вашего ребенка и далеко не всегда залог его будущего счастья. Есть многое, что он способен делать хорошо и очень хорошо.

• Постарайтесь прояснить, что он думает и чувствует по поводу экзаменов. Важно помочь оценить обоснованность и степень реалистичности его страхов, если они есть. А заодно и своих собственных.

• Полезно пройти пробные тестирования. Во время таких тренировок формируются навыки саморегуляции, приходит понимание конструктивных особенностей тестов, которое сокращает время на выполнение заданий.

• Чтобы ребенок на экзамене не «сорвался», не справившись со своими эмоциями, не нагнетайте обстановку «чтением моралей» и рисованием последствий возможного провала. Подбадривайте своего ребенка, старайтесь укрепить его веру в собственные силы.

• Купите своему выпускнику часы, если у него их не было до сих пор. Тренировка выполнения заданий на время поможет ему организовать себя на решающем экзамене. И не только на экзамене, но и в повседневной жизни. Известный поглотитель времени – мобильный телефон с функцией часов – эту проблему, как вы понимаете, не решает.

• Помогите ребенку, если у него есть трудности с самоорганизацией, распланировать время подготовки к экзамену (чтобы успеть выучить и повторить необходимый материал). Проследите, чтобы все помехи были сведены к минимуму. Вместе определите эффективные способы отдыха: прогулки, непродолжительное общение с близкими, умеренная физическая нагрузка, но не компьютерные игры, которые только усиливают утомление. По ночам лучше не работать, мозг должен не только отдохнуть, но и усвоить информацию.

• Кормите растущий организм. При этом помните, что ему необходимо здоровое и умеренное (переедание вызывает сонливость) питание, в основе которого – свежие овощи, фрукты, а также продукты, стимулирующие работу головного мозга: творог, орехи, рыба и т.д. в зависимости от вкусов ребенка. Лучше совсем исключить стимуляторы – крепкий чай, кофе. И тем более (!) лекарственные препараты – транквилизаторы и антидепрессанты, действие которых может быть непредсказуемым. Согласитесь, перевозбуждение или сонливость, мутное сознание или скачка мыслей – это не те состояния, которые помогут в ответственный момент.

• Вовремя напомните, что одно из необходимых условий подготовки к экзамену – хорошо выспаться накануне, чтобы организм смог мобилизоваться. Самый полезный сон – до полуночи. Плата за недосыпание – раздражительность и быстрая утомляемость.

• Не критикуйте ребенка ни перед экзаменом – это усилит его тревожность, ни после экзамена – он сделал все, что смог.

• В период подготовки к экзамену обратите внимание на состояние физического и психического здоровья ребенка. Физиологические признаки стресса – бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в желудке, в сердце, расстройство пищеварения. Психологические признаки стресса – рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, беспокойство и беспричинные страхи, повышенная раздражительность.
Если эти симптомы выражены, стоит обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, вовремя пройти тренинг по преодолению стресса. Длительный стресс ведет к потере жизненной энергии. Если ребенок придет к экзамену истощенным, у него не будет внутренних ресурсов, чтобы достойно выдержать бой.

Хочется пожелать родителям не отказываться от здравого смысла! Контролируйте слова, которые вы говорите ребенку, и свои собственные состояния. Если вы сами в тревоге и страхе, то сначала вам необходимо справиться с собой и только потом обращаться к ребенку, пытаться помогать ему.

Итак, ЦТ – это серьезное испытание, требующее полной мобилизации сил. Можно сказать, что ЦТ сдают не только выпускники. В определенном смысле тестирование сдают их семьи. Проверяются не только уровень знаний выпускника по предметам – проверку проходит родительская готовность принять своего ребенка таким, какой он есть, конструктивно поддержать в решающий момент, и, в конце концов, отпустить его во взрослую самостоятельную жизнь. Не нагрузив при этом своими страхами, чувством вины и неполноценности.

Марина ВОЛОСКОВИЧ

Марина Волоскович – психолог, семейный терапевт из Молодечно, руководитель молодежного клуба общения и творчества «Диалог+», организатор фестиваля творческих инициатив «Время жить!», ведет блог на портале Край.бай.

Мнение автора колонки может не совпадать с позицией редакции портала.



Читайте также

В парке Молодечно сажали рябинки
О субботнике в Молодечно рассказал начальник управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Минской области Андрей Харченко.
«В реке заметили фрагменты одежды». Тело 58-летней женщины достали водолазы из речки Друйки в Браславском районе
Недалеко от деревни Струневщина Друйского сельсовета Браславского района днем 18 апреля водолазы ОСВОД достали из речки Друйки тело погибшей 58-летней местной жительницы, которую искали с марта.
Дожди и ночные заморозки до -3°С. Погода на выходные
20 и 21 апреля скажется влияние холодных неустойчивых воздушных масс, днем погоду будут формировать фронтальные разделы, смещающиеся с территории Польши.