Опубликовано: 15 июня 2017, 12:01
94

«Не идите в профессию назло родителям или за компанию!» Психолог Татьяна Жданова о типичных ошибках выпускников

Отзвенели последние звонки, прошли выпускные вечера, и в Беларуси настала горячая пора.

Совсем скоро выпускники сдадут тестирование и начнут штурмовать вузы и ссузы страны, чтобы получить профессию.

О том, что нужно учитывать, чего опасаться при выборе будущей профессии и как избежать типичных ошибок, Kraj.by рассказала педагог-психолог гимназии №10 Молодечно Татьяна Жданова.

– Дать однозначный ответ на вопрос, по какому принципу выпускники выбирают профессию, я не могу, – сразу отмечает психолог. – Все очень индивидуально. В разговорах с 11-классниками можно услышать разные ответы на этот вопрос: кто-то идет по стопам родителей, а кто-то выбирает профессию, не учитывая свои склонности и интересы.

По словам Татьяны Ждановой, нынешние выпускники амбициозны – они не осознают полной ответственности, которая перед ними стоит при выборе профессии.

– Бесплатных мест сейчас мало, и у многих поступающих заранее есть установка: если не поступлю на бюджет, то пойду на платное отделение, – поясняет она.

Среди самых популярных сфер деятельности у них – международные отношения, юриспруденция, IT, экономика, медицина.

Специально для читателей нашего портала Татьяна Жданова назвала пять типичных ошибок, которые мешают выпускникам определиться с будущей профессией.

Ошибка №1. Выбор профессии назло или вопреки

По мнению психолога, часто выпускники, желая доказать всем, что они на что-то способны, действуют по принципу «вопреки или назло». В пример специалист приводит случай, когда одна учащаяся с выраженными дефектами речи спорила со своими одноклассницами о том, что станет телеведущей. Она четко не осознавала, что может добиться успеха в экономической сфере.

– Выбирать профессию назло кому-то – глубочайшая ошибка. И эта ошибка влияет, на мой взгляд, на судьбу человека, который ее совершает. Ведь, как говорится, нет повести печальнее на свете, чем повесть о дипломированном выпускнике, который работает не по специальности.

Ошибка №2. В профессию за компанию

Еще одна распространенная ошибка – идти в профессию за компанию. Дружба вскоре может прекратиться, из-за чего от профессии придется отказаться или, что еще хуже, продолжать учиться через силу, не реализовав себя в полной мере.

– Знаю пример двух школьных закадычных подружек. Обе пошли учиться в строительный лицей, хотя у одной из них были способности к дизайну, – вспоминает Татьяна Жданова. – На первом курсе дружба их закончилась, не успевавшую по предметам подругу отчислили. Вторая девушка все же отучилась в строительном лицее, хотя могла бы добиться больших успехов на другом поприще. В итоге по профессии она не работала, а после все же поступила на дизайнера. Если профессия нравится твоему другу, не факт, что она понравится тебе, – резюмирует психолог.

Ошибка №3. Выбирать по престижности

Часто основным критерием выбора профессии у выпускников становится ее престиж на рынке труда. Но у такого метода есть подводные камни, считает Татьяна.

– На самом деле престижная в обществе профессия может быть непрестижной в какой-то отдельной области. Взять тех же программистов. В рейтинге заработных плат они сейчас в топе. И вот учащиеся вроде выбирают высокооплачиваемую профессию, а потом идут в государственное учреждение работать инженером-электроником, который тоже считается программистом. И зарплата их там не устраивает.

На профессии тоже существует своеобразная мода, отмечает Татьяна Жданова. Но выбирать род деятельности исходя из того, что сейчас модно, не совсем логично. Ведь к тому моменту, когда выпускник закончит учреждение образования, спрос на профессию может упасть.

Ошибка №4. Перенос отношения к человеку на саму профессию

Не редки случаи, рассказывает психолог, когда профессия начинает нравиться потому, что ею владеет человек, который тебе симпатичен.

– Я сама, к примеру, изначально стала психологом, основываясь на опыте общения с психологом, который ценен для меня. Но окончательное решение я принимала самостоятельно, не переходя на личности. Я представляла себя в роли психолога, также оценивая свои ресурсы и возможности в этой профессии. Пример, это хорошо, но оценка профессии должна быть не только по внешним признакам, но и по внутренним, – подчеркивает Татьяна. – Ведь хороший человек – это не профессия.

Ошибка №5. Не учитывать свои способности и личные качества

– Сейчас в вузы идут с сертификатом о результатах тестирования. Но для меня тестирование – это в какой-то мере лотерея. И некоторые, пользуясь тем, что им сегодня повезло, определяются с выбором профессии. Знаю историю одного «троечника», который на тестировании по математике случайно набрал 70 баллов. Хотя в школе по этому предмету у него была «четверка» по 10-бальной шкале. Парень подал документы на учителя математики, проучился в университете первый семестр, сессию не сдал и вылетел.

Кроме знаний, каждая профессия требует определенных личностных качеств. Так что выпускник должен понимать: либо этот набор качеств у него есть, либо впоследствии он сможет их выработать, чтобы добиться успеха.

Как правильно выбирать профессию? Советы психолога

– Рассматривайте треугольник пересечений трех кругов – «Могу», «Хочу» и «Надо». «Хочу» – это цели, интересы, желания выпускника, «Могу» – его способности, таланты, состояние здоровья и «Надо» – востребованность профессии, запросы на рынке труда. Тогда, когда треугольник заполнен полностью, выбор профессии будет верным.

– Обращайтесь к профориентации, желательно как можно раньше, начиная с 8-го класса. Во всех школах есть набор тестов, позволяющих определять склонности школьника, его способности и потенциальную сферу деятельности.

– Внимательно изучите саму профессию, узнайте всю специфику работы специалиста на предприятии, изучите, что входит в круг обязанностей.

– Позвольте детям выбирать, пусть аргументируют свой выбор, анализирую положительные и отрицательные стороны, свои возможности. К моменту выпуска из школы ребята должны быть довольно зрелые, с устойчивыми чертами характера. Выпускник сам должен оценивать степень совершенных им ошибок.

И очень важным будет ответ на вопрос: кто будет нести ответственность, если выбор сделан неправильно?

Катерина СУШКО

Партнеры публикации: 

Изображение 1

Изображение 2

Изображение 3

Изображение 4



Читайте также

Вступительная кампания 2024: нарушители инструкции о проведении ЦЭ смогут продолжить образование
Выпускная кампания в учреждениях общего среднего образования в 2024 году выстроена так, что даже нарушители инструкции о проведении централизованного экзамена получат возможность продолжить учебу.
Дача горела ночью в Молодечненском районе – люди не пострадали
Сегодня ночью, 28 марта, в садоводческом товариществе недалеко от деревни Гай Молодечненского района загорелся дачный дом. Обошлось без жертв и пострадавших.
Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.