Опубликовано: 18 августа 2017, 17:18
105

«Водохранители», «Нявольніца прыгажосці», «Плынь». Какие скульптуры украсят Вилейку после пленэра? (фото)

С 10 августа в Вилейке под открытым небом работают четыре белорусских скульптора. Они создают каменные изваяния, которые останутся в подарок городу.

На пленэре в Вилейке работают четыре художника: Иван Артимович, Артём Медведев, Павел Леонов и Александр Соколов. Все они выпускники Белорусской государственной академии искусств, многократные участники различных пленэров и симпозиумов, в том числе и международного уровня.

На пленэре в Вилейке работают выпускники Белорусской государственной академии искусств

Изображение 1

Как рассказал kraj.by скульптор и руководитель пленэра Иван Артимович, мероприятие в Вилейке инициировал наш земляк, заведующий кафедрой скульптуры Белорусской государственной Академии искусств Владимир Слободчиков.

– До этого в вашем городе дважды проводились студенческие пленэры, а в этом году Вилейка впервые принимает профессионалов, – отметил Иван Артимович.

Скульптор и руководитель пленэра Иван Артимович

Изображение 2

По его словам, пленэры скульпторов в Беларуси становятся все популярнее. Подобные прошли в Островце, Сморгони, Гродно и Могилеве.

Тема пленэра в Вилейке – «Вилия и ее берега». Формулировка, по мнению скульпторов, широкая, позволяющая обратиться к нескольким идеям: природа, история, достопримечательности.

Например, скульптор Александр Соколов рассматривал тему семьи, отобразив ее парой птиц.

Александр Соколов отображает в камне тему семьи

Изображение 3

Изображение 4

А Павел Леонов в скульптуре «Нявольніца прыгажосці» показал красивую и извилистую реку Вилию.

Извилистая река Вилия в скульптуре «Нявольніца прыгажосці»

Изображение 5

В основе символической работы Артёма Медведева – история девяти деревень Вилейщины, которые отселили во время строительства водохранилища. Глубокая каменная чаша представляет водоем, а вокруг нее – деревни. Свою работу автор назвал «Водохранители».

«Водохранители» Артёма Медведева

Изображение 6

Пленэр в Вилейке для Ивана Артимовича – «определенная мистика»

Иван Артимович ваяет скульптуру под названием «Плынь». В понимании автора слово «течение» имеет много значений – это и течение реки Вилии, и времени, и жизни.

– В моей работе достаточно философский, но при этом всем понятный смысл. В композиции присутствуют обнаженные мужская и женская фигуры как течение жизни, которая проходит перед глазами человека, а за ней – следующая, сменяющая поколения и эпохи. Также по эскизу предполагается небольшая лодка – третий образ, который скользит над течением, расширяет границы работы и конкретизирует ее суть. Но появится ли эта лодка, я еще не решил.

Скульпторы признаются, что для них подобные пленэры помимо опыта – это еще и отдых, несмотря на то, что процесс создания скульптуры трудоемкий.

– Работа с камнем – направление, которое дается далеко не каждому художнику, – говорит Иван Артимович. – Мы работаем с гранитом. Он считается самой твердой породой. Вообще камень – материал, который при резке в отличие от того же дерева сильно «упирается». Каждое движение здесь должно быть обдумано, и просто так, без конкретной идеи, к камню не подступишься. Например, мой коллега Павел Леонов тщательно готовил эскиз под выбранный им камень. Скульптор сделал меньший упор на резку, и больший – на красоту и пластику образа на камне.

Иван Артимович работает над «Плынью»

Изображение 7

Изображение 8

Пленэр в Вилейке для Ивана Артимовича – «определенная мистика»: на Вилейщине родился его отец, профессор кафедры скульптуры академии искусств, лауреат государственной премии Республики Беларусь Анатолий Артимович.

– Папа родился в деревне Куренец в 1940-м году. Буквально через полгода после его рождения семья вынужденно оставила деревню – началась война. Военные годы моя бабушка, отец и его сестра провели в Горьком, а мой дед Ефим остался здесь, участвовал в партизанском движении и был похоронен в братской могиле на Вилейщине. После войны родным вернуться было некуда – дом разрушили. Поэтому семья отца уехала на родину деда в Червенский район, где и прошло детство папы. Кстати, камни для скульптур нам привезли с малой родины отца – из Куренца. Вот такое совпадение.

– Иван, обсуждалось, что скульптуры после пленэра хотят установить в городском парке. А где бы Вы разместили свою работу в Вилейке?

– Ландшафтно-парковые скульптуры создаются для природного ландшафта. Это скверы и парки. В зеленой среде они смотрятся органично. А урбанистическая среда наоборот часто чужда подобным вещам. Мою работу под названием «Плынь» было бы уместно расположить в прибрежной зоне, возможно, на набережной, чтобы вода просматривалась сквозь скульптуру, присутствовала отдаленно. На мой взгляд, городской парк – хорошее место для каменной скульптуры. Правда, в нем уже много чего есть: стоят и сказочные бетонные скульптуры, немного другого стиля и характера, и хорошая работа Александра Шомова – скульптура Матери. Думаю, мы уже не вписываемся в это пространство. Нашим работам нужно куда-то в сторону. Возможно, ближе к реке, вглубь парка к деревянной лестнице, – отметил скульптор.

Для скульпторов подобные пленэры помимо опыта – это еще и отдых

Изображение 9

По вопросу привязки работ к городскому пространству участники пленэра хотят проконсультироваться с главным архитектором Вилейского района, сказал Иван Артимович.

Юлия ЛАХВИЧ
Фото автора



Читайте также

Дача горела ночью в Молодечненском районе – люди не пострадали
Сегодня ночью, 28 марта, в садоводческом товариществе недалеко от деревни Гай Молодечненского района загорелся дачный дом. Обошлось без жертв и пострадавших.
Вступительная кампания 2024: нарушители инструкции о проведении ЦЭ смогут продолжить образование
Выпускная кампания в учреждениях общего среднего образования в 2024 году выстроена так, что даже нарушители инструкции о проведении централизованного экзамена получат возможность продолжить учебу.
Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.