Опубликовано: 13 октября 2017, 11:38
27

Бывшие колхозники и рабочие на Вилейщине становятся приемными родителями, чтобы уйти от безработицы (фото)

В агрогородке Лыцевичи Вилейского района в 2003 году деревенские стали брать на воспитание детей. Приемный родитель – профессия. Со стабильной зарплатой.

Семья Девятковых, бывший тракторист и бывшая помощница бригадира, приняла десять ребят. Двоих усыновила. Бывшая помощница воспитателя Елена Лукша с мужем-водителем воспитали пятерых. И даже школа держится на приемных: в некоторых классах половина ребят неместные. Так приемные дети уже 14 лет решают проблему безработицы в Лыцевичах, пишет журнал «Имена».

– Раньше в агрогородке был комбикормовый завод, филиал завода «Зенит», где делали бинокли для детей. Потом все сократилось, и люди остались не у дел, – рассказывает социальный педагог местной школы Татьяна Кирибо.

В 2003 году в Лыцевичи приехала начальник отдела управления образования из Вилейки и рассказала, что можно создавать приемные семьи. Директор школы предложила сельчанам, которые остались без работы, взять к себе детей. Так все и началось. За 14 лет 20 семей агрогородка взяли к себе на воспитание социальных сирот. Брали одного, двух, потом еще и еще. Растили до выпускных и принимали новых. Пик пришелся на 2010 год, когда в 15 семьях жило 44 ребенка. В прошлом году в 14 семьях – 30 ребят.

Приемный родитель – сотрудник отдела образования при райисполкоме. Зарплата 300 рублей. Плюс на каждого ребенка государство каждый месяц выделяет 216 рублей. За каждый рубль семья в любой момент должна отчитаться перед отделом образования. Для этого ведут дневник учета расходов. Также в свободной форме семья записывает наблюдения о том, как ребенок адаптируется в новой семье. Вместе с социальным педагогом составляет план развития семьи: что нужно подкорректировать в поведении ребенка, чтобы он прошел нормальную социализацию в новых условиях. Прежде чем стать приемными, родители собирают справки о здоровье и доходах семьи, характеристики с предыдущего места работы и ходят на специальные курсы к психологу.

Иван Девятков: «Был шофером и трактористом, а сейчас работаю родителем»

В 2003 году бездетная пара Наташа и Иван Девятковы взяли из борисовского дома малютки двух малышей, и тем самым подали пример всем Лыцевичам. Наташа – бывшая помощница бригадира, Иван – бывший водитель. Жили счастливо, был достаток, дом и машина. В одно время задумались: своих детей нет, почему бы не подарить любящую семью нуждающемуся в этом ребенку? Прошло 14 лет. За это время Девятковы обогрели десять детей Вилейского района.

– Это Алинкина вишня, а вот эта Ромкина, а вот эта Владика, – приемная мама Наташа показывает нам высокие деревья у входа в двухэтажный дом на несколько семей. – Каждый ребенок, который приходит в нашу семью, садит фруктовое дерево, чтобы увековечить свой приход. Им важно понимать, что их жизнь не случайна, что они нужны.

Наталья и Иван Девятковы во фруктовом саду, который посадили приемные дети. Девятковы стали примером для агрогородка, когда взяли двух малышей, которых позже усыновили. Всего в семье жило десять приемных детей. Фото: Александр Васюкович, Имена

Изображение 1

В доме Девятковых сейчас живут трое мальчиков: усыновленный Рома и два Владика. У 13-летнего Владика есть и сестры и братья, но он о них ничего не знает. 14-летнему Владику Соловьеву родной отец сказал: ты ней мой сын, ты мне не нужен. О маме ему напоминают длинные швы на животе. Мама не досмотрела малыша, тот выпал из окна. Собирали парня по косточкам. В семье Девятковых он уже четвертый год.

«Вы женщина хорошая, но мы вас все равно зарежем»

В нескольких домах от Девятковых живет Елена Лукша со своим мужем-водителем и двумя приемными мальчиками: 13-летним Иваном и двухлетним Ильей.

– Я работала в детском саду помощником воспитателя, – говорит Елена. – Знаете, как? Группа заполняется – работа есть. Группы нет – работы тоже нет. Тогда я говорю мужу: слушай, вот Девятковы взяли, почему бы и нам не попробовать? Он меня поддержал. Собрала все документы, директор школы написала рекомендацию.

Так в семье появились первые двое приемных мальчиков. Потом еще двое, Леша и Ксюша – в итоге их усыновила другая семья. А потом и четырехмесячный мальчик, которого срочно изымали от пьющей одинокой 30-летней матери. 

Елена Лукша уже воспитывала приемного Ивана, когда ей предложили взять малыша четырех месяцев. Илюша видит только одним глазом. Фото: Александр Васюкович, Имена

Изображение 3

13-летний Иван в приемной семье живет четыре года. Его мама то пьянствовала, то восстанавливалась в правах. Ребенок был то в приюте, то снова дома.

– У нее нет мобильного и домашнего телефона, ходит звонить к соседям, – говорит Елена. – Она не спрашивает ничего у меня, только у сына. В этом году прислала ему первый подарок, конфеты на Новый год. Бывает, звонят ее соседи в пьяном угаре и угрожают: «Вы женщина хорошая, но мы вас зарежем все равно!» Я недоумеваю, меня-то за что?!

Полная версия текста и больше фотографий – в онлайн-журнале «Имена».



Читайте также

Сигарета или электропроводка? Сарай вспыхнул в Поставах – спасатели рассматривают две версии причины пожара
В Поставах на Советском переулке сегодня ночью, 18 апреля, загорелся частный сарай. По версии спасателей, пожар мог начаться либо от короткого замыкания электропроводки, либо из-за неосторожного курения хозяина.
Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.
Алеся Кузнецова: «Искренне люблю то, что делаю»
Белорусская писательница Алеся Кузнецова презентовала молодечненцам свои книги и пообщалась с поклонниками литературы.